Отдать логистику на аутсорс или строить самостоятельно – насущный вопрос в сфере e-commerce. Строить самостоятельно – очень дорого, особенно для более или менее крупных игроков. Часто украинские интернет-магазины отдают на аутсорс какую-то часть логистического процесса, но сегодня в Украине можно аутсорсить весь логистический процесс целиком – от складирования до упаковки и передачи конечному покупателю. Эта услуга называется фулфилмент, предоставляют ее в Украине меньше десятка компаний, среди которых и “Нова пошта”. Корреспондент AIN.UA побывал на складе компании, чтобы посмотреть, как это работает в Украине. Показывал и рассказывал – директор “НП Логистик” Александр Лисовец.

Что такое фулфилмент

Истоки этого бизнеса лежат в каталожной торговле – функциональные склады строили такие компании как OTTO и другие крупные ритейлеры. Потом фулфилментом начали заниматься в e-commerce. Первопроходцем в сфере фулфилмента стал американский интернет-гигант Amazon: первый фулфилмент-склад компания открыла еще в 1997 году в Делавэре, а в 2016 году инвестировала $90 млн в новый центр обработки в Мичигане. Сперва делали услугу под себя, а потом отсоединялись в отдельные специализированные компании и брали на себя всю логистику мелких коллег, которым это было выгодно.

Часто фулфилментом занимаются 3PL-операторы, у которых есть свободные складские мощности и ресурсы. Но есть и специализированные компании, которые создаются с нуля и занимаются этим бизнесом. “В Украине рынок фулфилмента только формируется, он очень молодой, а игроков всего 5-6”, – утверждает Александр Лисовец. Хотя некоторые 3PL-операторы и интернет-магазины давно занимаются фулфилментом в различных конфигурациях.

Направлением фулфилмента в группе бизнесов “Нова пошта” занимается отдельная компания “НП Логистик”, единственный на украинском рынке игрок, работающий по формуле “фулфилмент + доставка”, как утверждают в компании. Клиентами сервиса на сегодня являются “Розетка”, “Алло”, WOG, Nestle, Philip Morris, Garna mama и другие компании.

Несмотря на то, что среди клиентов крупнейшие онлайн-ритейлеры страны, ориентации сугубо на большой бизнес у “НП Логистик” нет. “Сейчас у нас более 60 клиентов, среди которых известные крупные компании и небольшие онлайн-магазины с хорошим потенциалом, – говорит Лисовец. – За прошлый год нам удалось расширить клиентскую базу вдвое за счет дистрибьютора марки Milavitsa в Украине, fashion-ритейлера MD Group, издательства “А-ба-ба-га-ла-ма-га” и более двух десятков других компаний”.

Кроме “НП Логистик”, услуги фулфилмента в Украине предоставляют Denka Logistics, Zammler, Raben, УВК и другие компании. В “Нова пошта” говорят, что исследований рынка пока не проводилось, но по предварительным внутренним расчетам, доля компании в этом пироге составляет около 20%.

Кому нужен фулфилмент

По расчетам “Нова пошта”, интернет-магазинам, которые делают больше 100 отправок в день, имеет смысл перенести логистику на аутсорсинг: владельцы бизнеса смогут больше времени уделять развитию бизнеса, а не заботам о доставке. Также фулфилмент помогает справиться с сезонными всплесками продаж.

В соответствии с мировой классификацией, крупные интернет-магазины в Украине попадают в категорию, в лучшем случае, средних. И собственная складская логистика у большинства из них, по мнению Лисовца, крайне неэффективна: “Многие предприниматели организуют мини-фулфилмент у себя в офисах, квартирах или гаражах. Там они сортируют товар, формируют посылки и уже после передают их логистическому оператору. Но представьте себе ситуацию, когда в день нужно сформировать и упаковать несколько сотен коробок”.

Построить логистику самостоятельно сложно и дорого. Есть две основные статьи затрат. Во-первых, инвестиции в склад: обустройство рабочих мест и среды для сотрудников, складское оборудование, погрузочная техника, аренда площади. Аренда хорошего склада класса А стоит сотни тысяч гривен в год. Учитывая сезонность бизнеса, он должен вместить весь товар в пиковые периоды, такие как новогодние праздники. Но когда в периоды спада площади будут пустовать, платить за них все-равно придется, что сказывается на себестоимости отправок.

Вторая статья затрат – IT. Без хорошего ПО и автоматизации складской системы вести логистику в больших масштабах невозможно. Установка хорошего ПО занимает от шести месяцев и обходится от 100 000 евро. Итоговые затраты на помещение, технологии, оборудование и людей измеряются миллионами.

“Для интернет-магазина свести воедино экономику и операционку, чтобы система эффективно работала, очень тяжело. Мы же даем интернет-магазинам готовый продукт, минимизируя риски. При этом их операционные затраты сразу снижаются на 30-40%, а процессы ускоряются”, – утверждает Лисовец. Он привел пример: в декабре 2015 года количество заказов, которые “НП Логистик” обрабатывала и доставляла для “Розетки”, составляло 6000 в день, а к январю 2017 года эта цифра превысила 15000 в день. В свою очередь, в 2016 году онлайн-магазин Garna mama смог расширить ассортимент продаваемых товаров от 40 000 до 75 000.

Главный минус фулфилмента – потеря контроля. Отдавая всю логистику и операционку на аусорсинг, ритейлер попадает в зависимость от этой компании. Это риск. Юридически прописать в договоре все моменты очень сложно, но можно, иначе топовые клиенты на это бы не шли, говорят в компании. Например, “Розетка” частично осуществляет логистику самостоятельно, а часть отдает на аутсорсинг, и зависимость от оператора нивелируется.

Есть и определенные технические ограничения: например, фармакологию или скоропортящиеся продукты питания нужно хранить в особых условиях.

Как устроен фулфилмент-центр “Нова пошта”

Услугу фулфилмента компания запустила в 2014 году и за два года работы на рынке инвестировала в это направление около 30 млн грн. На сегодня фулфилмент-площади “НП Логистик” достигают 18 500 м². Это  два склада под Киевом, в Броварах и с. Белогородка. Вместе они способны обрабатывать более 20 000 отправок в день. Оба склада обычно заполнены на 70-80%: товар заходит на территорию и покидает ее в режиме нон-стоп. Такой уровень загруженности площадей помогает клиентам-ритейлерам эффективно гасить сезонные волны продаж и доставок, говорят в “Нова пошта”.

Фулфилмент-центр “Нова пошта” представляет собой логистический склад, который выполняет шесть основных операций: прием груза, хранение, комплектация, упаковка, доставка, сервис (работа с возвратами и т.д.). Возможен как полный спектр услуг, так и специальный набор операций, например, без хранения или с доставкой. Конфигурация может быть различной.

В среднем обработка одного заказа обойдется в 15 грн. В эту цену входит комплекс услуг, начиная с приема товара на складе от поставщика и заканчивая оформлением экспресс-накладной и передачей заказа на доставку. По словам Лисовца, тариф зависит от состояния упаковки товара на входе, размера товара и количества единиц в заказе. Если, к примеру, товар однотипный и небольшого размера, то стартовая цена вполне может быть ниже средней.

На складе в Броварах есть три зоны, в каждой из которых – своя команда. Первая – зона быстрого потока. Здесь стоят небольшие стеллажи с ящиками, каждый из которых соответствует одному клиентскому заказу. Хранения в этой зоне нет – все поступившие товары уедут к покупателям в тот же день. Это называется кросс-докинг.

Вторая зона принимает товары на хранение штучно, в коробках и паллетах. Это большая 6-уровневая стеллажная система, в которой для поднятия паллет наверх используется погрузочная техника. Квадратура стеллажной системы позволяет разместить на ярусах в пять раз больше груза, чем поместится на полу.

Третья зона – это зона крупной бытовой техники и негабаритных товаров , например, телевизоров и холодильников. Они требуют только напольного хранения.

На складах “НП Логистик” работает WMS (warehouse management system), благодаря которой можно отследить движение товара с момента поступления его на склад. Каждая позиция после поступления на склад идентифицируется штрих-кодом, по которому заносится в систему и отслеживается в течение всего процесса прохождения фулфилмента. Таким образом, весь оборот товаров застрахован от ошибок, потерь и прочих форс-мажоров.

После комплектации заказа в первой зоне он переходит в зону упаковки. Здесь же заполняются гарантийные талоны, товарные чеки, расходные накладные на товар. Все заказы упаковываются по стандартам “Нова пошта” в зависимости от формата – в полиэтилен, стрейч, пузырчатую пленку или фирменные коробки.

Прохождение одной позиции может занимать около минуты, но, по словам Лисовца, этот процесс будут ускорять. “Есть мировые примеры, когда компании меняли ПО за большие деньги, чтобы сократить время обработки позиции на полсекунды. Просто операций настолько много, что эти полсекунды окупались очень быстро. Мы также планируем ускорять обработку за счет большего количества транспортерных лент, чтобы товар быстрее двигался от начальной точки к концу цепочки”, – пояснил он.

После упаковки товар поступает на ленту и отправляется на доставку. Здесь его разделяют по категориям: грузы до 30 кг и крупные нестандартные грузы. Последние, например, набор офисных стульев, упаковывают в дополнительный жесткий каркас в специальной зоне. Таким образом обеспечивается сохранность товара.

Товар поступает на склад и уезжает с него на машинах “Нова пошта”, которые ходят как троллейбусы – по четкому графику. При этом процессы просчитаны так, что их заполняемость всегда максимальна.

С каждым клиентом “НП Логистик” работает индивидуально. Например, поставщики “Розетки”, Garnamama и других привозят товары на свои централизованные склады в Киеве, а уже оттуда “НП Логистик” их забирает к себе на склад, чтобы потом в течение дня расфасовать по заказам и отправить на отделения непосредственно покупателям. Поставщики других клиентов привозят товар напрямую в “НП Логистик”. Некоторые клиенты сами завозят груз на территорию Украины из-за границы, и “Нова пошта” забирает его на хранение прямо с таможни.

“НП Логистик” также работает с возвратами. Например, вам доставили телефон, а вы передумали его покупать. Товар вернулся на склад, а тем временем поступил заказ от другого клиента на точно такой же аппарат. Сотрудники склада переоформят телефон на новый заказ и в тот же день отправят заказчику. Автоматизированная система позволяет отслеживать все такие события быстро и без потерь.

Сейчас в фулфилмент-центрах “Нова пошта” работает три смены, около 250 человек. Пока планируется увеличивать численность штата в пропорции к росту объемов бизнеса. Без человеческого труда на фулфилменте не обойтись, хотя Лисовец уверен, что процесс эффективен только тогда, когда он максимально автоматизирован.

“Я был на таких складах в Европе, они огромные, горизонта не видать, но работает на них не более 20 человек! Они делают то, что просто невозможно автоматизировать – остальное берут на себя машины”, – рассказал он.

По словам Александра, за границей все устроено иначе: там есть и охрана, которая патрулирует территорию склада, и люди, у которых вся комната обвешана экранами. Так контролируется все, что происходит на предприятии. Этот бизнес очень высокотехнологичен, без IT-составляющей развивать его сложно. Но в украинских реалиях полностью заменить ручной труд роботами нельзя. “Рынок фулфилмента в Украине еще так молод, что сначала стоит вложить усилия в развитие инфраструктуры, отладить технические процессы, структурировать рынок, а потом думать о роботизации”, – говорит Лисовец.

На сегодня в регионах нет специализированных складов и компаний, которые готовы обслуживать интернет-торговлю за пределами Киева. Поэтому больше 50% интернет-магазинов и мощностей под фулфилмент находится в столице и области. В ближайшие годы “НП Логистик” планирует развивать филиальную сеть в городах-миллионниках: уже открыли филиал в Харькове, в перспективе планируют запустить фулфилмент-центры по всем направлениям въезда в Киев.

Но большую проблему для развития фулфилмента в Украине Лисовец видит в осведомленности предпринимателей: приходится пояснять потенциальным клиентам, что это такое и зачем оно нужно. “Многие предприниматели слышали об этой услуге только краем уха, но большинство не представляет себе, как она может облегчить жизнь и дать стимул развитию бизнеса. Сейчас, общаясь с интернет-магазинами и рассказывая им об услуге, мы повторяем опыт владельцев “Нова пошта”, которые в начале 2000-х так же объясняли украинцам, что экспресс-доставка – это нужный и важный сервис”, – говорит Лисовец.

При этом в компании заявляют о росте спроса на услугу: если в 2015 году “НП Логистик” обработал более 1 млн заказов, то к концу 2016 года эта цифра составила 1,9 млн. К концу 2017-го ожидается прирост как минимум вдвое. Свою лепту вносит и кризис: с одной стороны курс доллара бьет по импортерам, снижает покупательские возможности населения, но с другой подталкивает бизнес к оптимизации затрат. И здесь фулфилмент очень кстати.