За последний год все ключевые технологические компании мира заявили о своем желании работать с виртуальной реальностью. В новую технологии поверили Google, Samsung, Sony, а HTC и вовсе хочет выделить подразделение Vive VR в отдельную компанию. И, в отличие от хайпа вокруг телевизоров с 3D, новая технология действительно активно выходит на рынок: к примеру, последняя Resident Evil VII выпущена со специальной VR-версией и получила массу хвалебных отзывов. В то же время, дела у компании Oculus, которая фактически стала прародителем рынка виртуальной реальности, наступила длинная полоса неудач.

Напомним, в марте 2014 года Марк Цукерберг почти за $3 млрд (как уже выяснилось позже, компания стоила больше заявленных по началу $2,4 млрд) покупает компанию молодого Палмера Лаки Oculus. Он создал шлем виртуальной реальности Oculus Rift, собравший на Kickstarter более $2,4 млн и получивший широкое освещение в прессе. Именно благодаря Oculus Rift мир и узнал о возможностях виртуальной реальности. Столь дорогую покупку (стоимости почти четырех Instagram) Марк Цукерберг объяснил верой в потенциал технологии, назвав VR «платформой будущего».

И он угадал, говоря о платформе. Но судя по всему, прогадал с компанией.

На днях завершился суд между компаниями Zenimax и Facebook. Представители первой подали в суд на Лаки за использование коммерческих тайн компании: якобы тот незаконно использовал разработки Zenimax (его предыдущее место работы) для создания своего шлема Oculus Rift. Несмотря на отрицание вины, Facebook все же пришлось выплатить $500 млн по решению суда.

Но проблема оказалась лишь вершиной айсберга. Согласно последним данным, Oculus Rift за последний год разошелся тиражом всего 355 000 единиц. Для сравнения, за то же время Sony удалось продать более 2,6 млн комплектов Sony VR для PlayStation 4. Причин столь низких продаж несколько:

  1. Oculus Rift вышел на рынок лишь в марте 2016-го. Будучи первенцем в плане идеи, полностью коммерческий продукт вышел одним из последних на рынке.
  2. Oculus Rift стоит сильно дороже: $599, тогда как комплект Sony VR обойдется в $399, Gear VR от Samsung можно взять за сотню долларов, а DayDream от Google и того дешевле.
  3. Для игры с Oculus Rift необходим весьма мощный компьютер, что сильно сокращает аудиторию покупателей.

Явное безразличие покупателей к Oculus Rift доказывает и последнее действие компании: Facebook сокращает 200 демонстративных точек (из 500 существующих) в магазинах Best Buy, где представлен шлем. Оказывается, за неделю в таких popup-магазинах могут не продать ни одного шлема, а в некоторых магазинах продается всего по несколько единиц. «Мы не проводим ни для кого демо, так как никто даже не интересуется, людям это не нужно», – рассказал Business Insider продавец одного из магазинов.

Впрочем, как показывают действия Facebook, компания не сильно переживает по поводу неудач Oculus. На днях Марк Цукерберг показал новую исследовательскую лабораторию Oculus VR, а перед этим представил социальные возможности виртуальной реальности. Он все еще верит, что VR – это платформа будущего. Вот только как сам утверждал основатель Facebook, новой технологии необходимо набрать критическую массу пользователей – около сотни миллионов человек. И с теми темпами, какими сегодня продается Oculus Rift, этого нужно будет еще подождать.   

Напомним, что Марк Цукерберг также начал активно инвестировать в фонд Чан-Цукерберг: на этой неделе они раздали $50 млн грантов для 47 ученых, которые начнут работать в Институте биомедицинских исследований Chan Zuckerberg .IOhub.