Нативную рекламу сегодня называют одним из тех форматов, которые помогут онлайн-медиа спасти свое финансовое положение: посетители ресурсов готовы читать материалы, которые несут им пользу, пусть они и рекламные. Впрочем, не все так идеально, считает издатель «Медузы» Илья Красильщик. В своем телеграм-канале «Логотип побольше» он не только отметил, что баннеры все еще приносят им до 30% дохода, но заявил, что само словосочетание «нативная реклама» вызывает у него претензии и вопросы.
«Медуза» сделала в 2016 году около 230 нативных материалов, по деньгам мы выросли в 2,5 раза, январь показывает, что рост продолжается. Сколько я текстов написал про нативную рекламу и на скольких конференциях выступил, я не знаю.
Закономерный итог — как и, наверное, многих из вас, меня от словосочетания «нативная реклама» затошнило. Потому сейчас давайте я сейчас сам накидаю для разгона несколько претензий к этому выражению.
Это неточный термин
В конце года я читал мастер-класс одному изданию. Оказалось, издание делало два вида рекламных материалов на сайте: один сами, а другой писали рекламодатели, и для них был придуман специальный загончик, который никто не читает. Оба типа материалов выглядели более-менее одинаково, но первый издание считало нативной рекламой, а второй — текстами на правах рекламы. То есть издание называло нативной рекламой все хорошее и новое, а старое, неприятное — просто рекламой. В действительности для читателя разницы нет никакой (кроме того, что одно сделано лучше, а другое хуже).
У этого есть и другое измерение — нативной рекламой называется и контент в медиа, и реклама в Фейсбуке. Это правильно с научной точки зрения, но с практической это радикально разные вещи.
Это не новое понятие
Претензия («это вы просто спецпроекты/адверториал/джинсу/PR поддержку так переназвали») вообще-то вполне обоснована: если не вдаваться в подробности, все это по сути нативная реклама. В данном случае неважно, хорошо она сделана или плохо, нарушает она этические нормы или нет. Можно написать репортаж, где перевраны все факты, забыта вторая точка зрения — это все равно будет репортаж. Тут то же самое. И этому сто лет в обед.
Это оправдание джинсы
Неприятно это признавать, но проблема существует. Нативная реклама в целом воспринимается как что-то респектабельное и приличное. Джинса — как маргинальное и не очень законное. Для производителей джинсы нативная реклама открыла окошко в люди. Теперь можно выступать на конференциях и называть джинсу нативной рекламой — и сойти за приличных людей. Моя надежда, что нативная реклама убьет джинсу (потому что пометка о том, что материал сделан с рекламодателем не снижает эффективность, а более качественный, агентсткий, поход к созданию контента ее увеличит), пока массово не оправдывается.
Это воспринимается как панацея
Медиа в кризисе, старые методы не работают, теперь все разделились на тех, кто воспринимает как панацею подписку и тех, кто воспринимает так нативную рекламу. В действительности панацей не существует. Надо все время придумывать что-то новое и не отказываться от старого (баннеры даже нам, новому медиа, приносят 20-30 процентов дохода, это вообще-то немало).
Что тогда случилось? Почему об этом говорят? Нативная реклама — термин неточный, дурацкий, — появился и прижился, значит есть причины.
Мне кажется сошлось несколько вещей.
- Медиа объявили, что реклама может быть органической частью медийного продукта. Это было сделано открыто с заявленными правилами. С джинсой все происходило скрытно (потому она и джинса) и всегда заслуженно воспринималось как грех, про который говорить стыдно (опять же, заслуженно). Спецпроекты (которые появились в Look At Media сто лет назад) делались качественно и открыто, но не были органичной частью продукта — они на то и спец, что стояли особняком.
- Выдав редакционные инструменты для создания рекламы, медиа резко сократили издержки, срок производства и процесс согласования, что с одной стороны, снизило цену рекламы для клиентов (и легкость ее использования), а с другой позволило даже небольшим изданиям поставить производство на поток.
- В результате резко расширился горизонт возможностей для рекламодателей. Это стало по карману более маленьким рекламодателям, которые готовы экспериментировать, доверяют площадкам и не завязаны на десятки согласований, потому что работают напрямую.
- Это обеспечило заметный старт, благодаря нему родились новые, неожиданные вещи. И это начало затягивать более крупных, которые не готовы рисковать — методы, опробованные на небольших рекламодателях стали работать на всех.
В результате это из эксперимента (который было важно как-то назвать) это превратилось в явление (где название уже не так важно, важны принципы работы).
На данный момент мне уже совершенно неинтересно, как это называется и какие у этого отличия, например, от спецпроектов или от короткометражек Уэса Андерсона для H&M. Интересна только, как устроить совместную работу тех, кто делает контент, с заказчиком — так, чтобы читателю понравился результат. Давайте уже наконец отойдем от понятий и займемся действительно интересным и важным. Для меня самыми насущными вопросами такие:
- Где предел у нативной рекламы? Сколько ее прилично делать, а когда это начинает влиять на восприятие издания читателям? Как с этим быть?
- Кто это должен делать? Насколько вовлечение редакции оправданно (и в какой момент), а где начинается разрушение редакционной работы?
- Как не обманывать читателя? Это касается не только пометок, но и самого контента? Что делать, если идея рекламодателя или суть его продукта чужда изданию или — еще хуже — противоречит реальности?
- Какие форматы приемлемы для рекламы, а какие нет?
- Как согласовывать материалы? Где надо слушать аргументы и принимать, а где стоять на своем? Когда надо сказать нет, несмотря на последствия?
- Как имидж рекламодателя влияет на издания (и наоборот)?
- Как найти в неинтересной теме интересный разворот? Всегда ли это можно сделать?
- Как сделать так, чтобы рекламодатель был всегда доволен результатом? Формальное выполнение KPI далеко не всегда означает реальную эффективность для рекламодателя. На какую эффективность надо обращать внимание и как ее добиваться?
- Сколько нужно форматов в вашем, простите, ассортименте? Где нужно использовать наработанные и проверенные форматы, а где экспериментировать по-живому?
- Куда расти дальше? Я не вижу пока предела для роста текущего. Но он, безусловно, наступит — значит, уже пора думать дальше.
Автор: Илья Красильщик, издатель «Медузы»