Как украинские «ученые-завистники» коллегу Нобелевки лишали

Новости о том, что ученые открыли лекарство от рака, появляются с завидной регулярностью. В январе этого года аналогичная новость зародилась и в украинском интернете. У ТСН вышел репортаж о молодой ученой Ольге Броварец, чьи исследования помогут в будущем вылечить рак. Украинское научное сообщество по следам репортажа деликатно указало: сообщение, касающаяся рака — не совсем верно. Эта дискуссия с каждым днем набирает обороты: сейчас группа депутатов требует дать Ольге Нобелевскую премию, ученых в СМИ и Facebook ругают за зависть и «совковый» подход. Редакция собрала хронологию событий, чтобы понять, почему история о молекулярной биологии перешла из сферы науки в PR и даже политику, и причем здесь зависть, Нобелевка и Верховная Рада.

В середине января в программе «ТСН Тиждень» вышел сюжет журналиста Галины Сергеевой о старшем научном сотруднике Института молекулярной биологии и генетики, докторе наук Ольге Броварец и предмете ее исследований: точечных мутациях в ДНК, а именно расчетах отдельных нуклеотидов ДНК методами квантовой химии (детальнее почитать об этом можно в автореферате работы). В подводке к сюжету говорилось о том, что Ольга — самый молодой доктор наук в стране (что правда) и что «ее открытие дает надежду на полное излечение от рака и другие болезни, вызванные мутациями» (что, как минимум, сильное преувеличение). Открытие называли сенсационным и достойным Нобелевской премии.

Сюжет молниеносно разлетелся по СМИ с названиями в стиле «Открытие украинки поможет лечить рак», «28-летняя украинка нашла лекарство от рака!» и подобными сенсационными заголовками. Это привело к тому, что в приемную института начали звонить родственники страдающих от рака, узнавать насчет лекарства. «Нам ежедневно звонили 12-15 человек в первые три дня после передачи ТСН, еще десяток звонков был в течение следующей недели. Две семьи приехали лично», — сообщили в секретариате института.

После того, как молодая ученая, комментируя выход репортажа, не опровергла прямо преувеличения и домыслы авторов оригинального сюжета, украинское научное сообщество, в частности — ученые, знакомые с Ольгой и предметом ее работы, выступило с корректировкой информации.

К ученой с открытым письмом обратилась глава института, академик Анна Ельская: «Мне уже даже из-за границы после «Обозревателя» пишут, настолько бредово все звучит… самое меньшее, что можно сделать, это написать на своей страничке в Фейсбуке, что вы благодарны корреспондентам за внимание к вам и проблеме, но что в этих сообщениях много неточностей и преувеличений. Мне бы очень не хотелось, чтобы над вами зло подшучивали, а институт выглядел непрофессиональным».

Доктор физико-математических наук Семен Есилевский, который оппонировал Ольге на защите докторской, написал о репортаже развернутый пост. Он подчеркнул, что Ольга — талантливый молодой ученый, а ее научная работа — отличного качества, но не имеет никакого отношения к лечению рака и в обозримом будущем никак не продвинет методы его лечения. «Революционного прорыва, достойного Нобелевской премии, в ней нет. Если вдруг ошибусь — первым принесу извинения нобелевскому лауреату», — написал ученый.

Физик Антон Сененко расписал историю на примерах падаванов и рыцарей-джедаев. В таком же духе высказалось еще несколько ученых: Ольге отдавали должное, как талантливому исследователю, но указывали на то, что журналисты в репортаже озвучивают ложные тезисы. Руководство самого Института выступило с подобным же заявлением: «Научное сообщество Института не считает весомые результаты исследований Броварец О.А. открытием мирового уровня, а только первым этапом изучения молекулярных механизмов возникновения точечных мутаций, который на данный момент не является вкладом в решение проблемы раковых заболеваний, и тем более их эффективного лечения».

История понемногу набирала обороты в публичном поле, очередной взрыв случился после того, как 7 февраля в Институте молекулярной биологии и генетики, где работает Ольга, прошли слушания о предмете ее работы.

После этого новости поменяли тональность, теперь журналисты писали о том, как «старперы» из НАН из зависти травят свою молодую коллегу за успех и признание. А 9 февраля автор репортажа, с которого все заварилось, Галина Сергеева, написала на эту тему прочувствованный пост: «…на днях случился и вовсе апофеоз совковости — Олю вызвали на всеобщее собрание института. И хотя официально собрание было мирное, ничем иным как публичным судилищем я назвать это не могу. И открытие не такое уж и мирового масштаба, и зачем было и вовсе встречаться с журналистами, попиариться захотела, девочка?.. А к Гройсману зачем ходила? Позвали? Надо не соглашаться!.. Скоромнее надо быть!».

Пост Галины собрал под 3000 лайков, почти вдесятеро больше, чем пост Есилевского. Ученые, комментируя пост, пытаются объяснить, что претензии у сообщества — не к работе и заслугам Ольги, а к вредному искажению информации в сюжете. Но масса комментаторов (и в их числе — автор поста) объясняют это завистью, «пережитками совка», и даже сексизмом. В СМИ появляются статьи под заголовками «Ученые затравили коллегу«, «Национальная академия ненависти» или «Над гениальной украинской ученой коллеги устроили публичное судилище».

Эффект от репортажа расходился кругами по воде, пока не дошел до украинских властей. Еще в начале февраля с Ольгой Броварец встретился премьер-министр Владимир Гройсман. В его заявлении также речь идет о том, что открытие «дает надежду в ближайшем будущем найти лекарства от рака».

13 народных депутатов собрались просить для Ольги Нобелевскую премию.

Абсурда ситуации добавило и то, что история с Ольгой привлекла внимание известного антиукраинского пропагандиста Анатолия Шария: он высмеял репортаж у себя в сюжете, и с этих пор все, кто репортаж критикуют, рисковали нарваться на обвинения в непатриотизме.

Особенно отличилось посольство Украины в Нидерландах. Желая рассказать своим подписчикам об открытии Ольги, представители посольства написали о парах мутированных хромосом, которые встраиваются в спираль ДНК. Когда читатели в комментариях попросили убрать глупость из поста, ответили отказом. Эстафету от коллег приняло посольство Украины в Китае. Посольства в Швеции, Дании, Словении, Финляндии, Бельгии распространили новость про «лекарство от  рака».

Выводов из этой истории делать не будем, да она пока и незакончена. Но Украине очевидно нужно больше профильных изданий об отечественной и мировой науке.

Ольга Карпенко: Пишу о стартапах с тех времен, когда еще слова такого не было:) Журналист AIN.UA с 2012 года, до этого писала об IT на Лиге. Для свази со мной: Почта | Facebook | LinkedIn