В феврале мы писали об истории с парой кроссовок, купленных в Asos и задержанных на украинской таможне, чтобы проверить, не занимается ли их покупатель нелегальным импортом. Кейс тогда возбудил живую дискуссию о том, обычна ли такая практика, и как можно улучшить законодательство, приводящее к таким казусам. Это – частный случай работы принципа исчерпания прав на ТМ. Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua, в своей колонке рисует более широкую картину применения этого принципа. Он также объясняет, почему Украине стоит выбрать международный, а не национальный вариант этого принципа (последний вариант предлагается в законопроекте №5419, который и критикует автор статьи).

Если государство, регламентируя международную торговлю, неправильно ответит на вопрос исчерпания прав на ТМ, то потребитель, торговля и экономика пострадают и, что самое главное, не получат необходимую свободу для дальнейшего развития.

Что же такое исчерпание прав? Производитель товара под собственной торговой маркой теряет право на его коммерческую эксплуатацию после первой продажи. Это значит, в том числе, что новый собственник может рекламировать этот товар. В этом смысле, права владельца на торговую марку исчерпываются.

Вроде бы, все понятно и не должно быть никаких разночтений: товар произведен ради продажи, из его продажи извлечена выгода, у товара новый владелец, поэтому его производитель не должен, и не имеет права препятствовать дальнейшей продаже этого товара.

Но при международной торговле разночтения появляются. Некоторые страны считают, что импортер (покупатель) товара должен при ввозе в свою страну подтвердить у производителя право на его продажу. Это называется национальный принцип исчерпания прав. Если этого делать не требуется – это международный подход (более подробно здесь).

На сегодняшний день, в нашем законодательстве принцип исчерпания прав четко не установлен. Формулировка Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (ст. 16, п. 6) позволяет считать, что устанавливается международный принцип, но об этом явно не сказано. Это создает возможность для альтернативной трактовки: существующий Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, который призван не допустить импорт подделок, используется некоторыми дистрибьюторами, вендорами и таможней для ограничения импорта оригинальной продукции (подробнее – мнение юриста).

Например, вы купили партию телевизоров в Словакии с целью продать их в Украине. Вы – собственник, но импортировать телевизоры не можете без разрешения производителя, который внес свое имя в этот реестр. На таможне ваш товар наверняка остановят, и начнется долгая процедура ожидания ответа.

Никто в бизнесе не готов замораживать свой товар, деньги и поставку на месяцы, да еще и с перспективой судебного разбирательства. Чтобы этого избежать, многие предприниматели провозят свои товары либо «мимо» границы, либо проносят по одному с помощью частных лиц.

Государство теряет налоги, а бизнес и его клиенты – возможность заключать полностью легальные сделки. Выгоду получают только украинский дистрибьютор, чью монополию, фактически, обеспечивают государственные служащие, и сами нечистые на руку чиновники.

Из-за этой схемы страдают и частные лица, которые покупают вещи в зарубежных магазинах. Даже их посылки досматривают на предмет нарушения прав вендоров, входящих в этот Таможенный реестр. Один из таких случаев, а именно приключения кроссовок Nike, хорошо описал Алексей Павловский. Последствия в таких ситуациях более мягкие, вряд ли вы потеряете товар или деньги, но идиотизм происходящего все равно впечатляет!

Я лично и многие предприниматели и юристы жили последние годы с надеждой, что будет принята поправка, устанавливающая в нашей стране международный принцип исчерпания прав и узаконивающая, тем самым, параллельный импорт товаров и кросс-бордерную интернет-торговлю. Эта надежда, как и многие другие, стала особенно реальной после победоносного Майдана и прихода во власть политиков новой волны.

Каково же было наше удивление, когда мы узнали о законопроекте №5419, который несет в себе поправку противоположного свойства и предлагает установить национальный принцип. Национальный подход к исчерпанию прав приведет к монополизации рынка зарубежными производителями и их немногочисленными, как правило, эксклюзивными, дистрибьюторами.

Он выгоден только тоталитарным государствам (такой подход действует в России), где строится государственный капитализм. В условиях же рыночной экономики, от этого пострадают все потребители, а также торговый малый и средний бизнес. Такой принцип попросту противоречит самой идее рыночной экономики.

Очень кратко, для покупателя это приведет к:

  • к ограничению выбора товаров
  • к росту цен
  • к задержке появления новых моделей

Сократится ассортимент и повысятся цены в украинских магазинах, а покупки за рубежом станут еще более рискованными и дорогими.

Для торгового предприятия это приведет к:

  • сокращению выручки, прибыли и свободы ведения бизнеса.
  • увеличению давления со стороны проверяющих органов и со стороны зарубежных вендоров и их украинских представителей
  • ограничению возможностей по формированию ассортимента и цен

Для многих встанет вопрос ребром: или полностью уходить “в подполье», или закрывать бизнес. Развитие национальной торговли и международной логистики или остановится, или радикально замедлится.

Для государства – это:

  • сокращение налоговых поступлений от импорта, НДС и налога на прибыль предприятий
  • развитие черного рынка
  • отсутствие инвестиций в торговлю и производство

Все эти негативные последствия – следствия ограничения свободы торговли, ограничения конкуренции и развития монополий. В то же время, международный принцип соответствует курсу на евроинтеграцию, на развитие торговли и экономики. Что самое главное: торговый бизнес начнет легализовываться.

Автор: Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua