Райан Холмс, основатель сервиса управления социальными медиа Hootsuite, написал для издания Fast Company колонку, где рассказал о необходимости поощрять перемещения сотрудников в пределах компании. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала.
Беспокойство о том, что сотрудники часто меняют работу, сейчас особенно актуально. По недавним оценкам, почти половина сотрудников собирается сменить место занятости к концу 2017 года. Согласно другому исследованию, миллениалы планируют менять работу каждые два с половиной года — вдвое чаще, чем люди из поколения X.
В ответ на эту тенденцию профессиональная сеть LinkedIn в конце 2016 года выпустила инструмент, который помогает рекрутерам искать не до конца удовлетворенных сотрудников, которые находятся в пассивном поиске нового места занятости. С другой стороны, компании всеми силами пытаются увеличить срок работы своих талантливых работников.
У меня нет такой цели.
Это хорошо, когда люди уходят
Так сложилось, что закрепление кадров — возможность удержать сотрудников — считается главным признаком успешности компании. Но на самом деле, если руководители обращают внимание лишь на этот показатель, то рискуют не увидеть полную картину. Мы должны отслеживать критерий, который я называю «перемещение людей».
Я не говорю, что одновременный уход всех сотрудников — это хорошее явление. Но если вы беспокоитесь лишь о закреплении кадров, то тратите большие ресурсы на то, чтобы сотрудники не покидали компанию. Это приводит к тому, что вы не обращаете внимание на другие, более важные аспекты.
Если вы возьмете во внимание все причины, по которым сотрудники приходят и уходят из компании, то увидите более четкую картину и перестанете беспокоится. Некоторые покидают свое место из-за повышений. Но важнее следить за горизонтальными и диагональными перемещениями, когда работники переходят в другой отдел.
Вопреки общепринятому мнению, такие перемещения не приносят вред. Наоборот — они жизненно необходимы для успеха компании. На самом деле, удержание сотрудника на определенной должности и его уход на другую — это одинаково важные явления для компании.
В моей компании Hootsuite работает более 1000 человек. На одну ступень с целями по выручке мы поставили задачу, согласно которой 20% сотрудников должны сменить свои должности в пределах компании к концу 2017 года. Мы сделали это частью своей культуры — вещью, которая должна поощряться.
Большинство компаний действуют по-другому: ожидается, что сотрудник «отработает свое время» и сменит место занятости. Я понимаю это. Руководители инвестируют в работников и хотят получить отдачу. Но мир меняется слишком быстро и пришло время эволюционировать.
Смена рода деятельности — залог хорошей атмосферы в компании
Для хороших сотрудников поощрение смены занятости — это стимул, шанс быстро развить новые навыки, расширить набор способностей и наработать внушительное резюме. Так или иначе, работники хотят расти и самосовершенствоваться быстрее, и многие из них чувствуют уверенность в своих силах. Согласно исследованию 2013 года, 65% миллениалов утверждают, что профессиональное развитие является для них самой важной целью во время работы.
В нашей компании специалисты по продажам становятся менеджерами по продукту, а маркетологи переходят на должности, где отвечают за корпоративное развитие. Талантливые люди, которые приходят к нам с определенном набором навыков, могут повысить квалификацию и попробовать себя в новой сфере. В результате сотрудники становятся более счастливыми и остаются с компанией — но не обязательно сидят на одном месте.
Такая практика предусматривает огромное количество преимуществ для бизнеса. Горизонтальное перемещение — мощный инструмент, который рушит корпоративные границы. Ко всему прочему, эта ситуация обязывает компанию нанимать лучше и учить быстрее, чтобы получить отдачу в минимальные сроки.
Также перемещение сотрудников — отличный способ поддерживать атмосферу и дух стартапа на протяжении всех стадий его развития. Талантливые соискатели хотят работать в стартапах из-за возможности заниматься несколькими вещами одновременно. С развитием компании их специализация сужается. Пропадают энтузиазм и креативность, которые делают атмосферу стартапа привлекательной. Но практика перемещения сотрудников вновь возвращает этот дух.
Это увеличивает эффективность найма работников и да, помогает удержать их в компании. Умные люди хотят работать в том месте, где они будут уверены, что научатся чему-то новому.
Текучесть кадров — не провал, а успех
Поощрять перемещения своих сотрудников противоречит всему, чему учат менеджеров. Вы вкладываете свою энергию и повышаете квалификацию людей только для того, чтобы потом увидеть, как они переходят в другой отдел.
Именно поэтому мы поняли, что перемещение сотрудников не работает без полного изменения процесса работы. Мы переосмыслили позицию руководителя и сделали его наставником, учителем. В таком случае текучесть кадров рассматривается не как провал, а как успех. Это не значит, что сотрудники не хотят с вами работать — это значит, что вы проделали великолепную работу. Работники не уходят, они выпускаются.
Такая ситуация происходит преимущественно в отделах с самыми талантливыми сотрудниками — у нас это отделы по продажам и работе с клиентами. Их руководители самостоятельно набирают кадры, но они также разделяют идею, что важно отпускать талантливых сотрудников на другие должности. Вместо того, чтобы запирать работников в одном месте, руководители советуют им брать на себя новые обязанности.
Важно отметить, что у нас нет цели искусственно ускорить перемещения, так как это обязывает набирать больше управляющих и тратить много денег. Мы полагаемся на инициативность сотрудников, которые хотят попробовать себя в новом амплуа.
Мы поощряем как формальное, так и неформальное общение. По пятничным вечерам руководство позволяет сотрудникам выпить вместе. Это не новая практика, но она позволяет работникам пообщаться с людьми из других отделов. Также мы проводим инициативы, когда случайно выбираем двух сотрудников и предлагаем им выпить кофе.
Самым эффективным инструментом нашей компании является «пробная программа», когда работник временно переходит в другой отдел. Там он проводит один день в неделю, а остальное время занимается своими прямыми обязанностями. После пробной программы он может решить: остаться на старом месте работы или перейти в новый отдел.
Поначалу сложно прийти к тому, что поощрять перемещения сотрудников — это хорошо для бизнеса. Нужно принять истину: если вы не дадите работнику возможность развиваться, он найдет ее в другом месте, с другим работодателем. Учитывая такую вероятность, небольшие кадровые перестановки имеют смысл.
Напомним, ранее AIN.UA рассказывал, почему израильский стартап Jolt платит низкую зарплату и не выдает бонусы.