Telegram-каналы могут быть удобным способом взаимодействия с аудиторией. Но чтобы создать канал, который будут читать, нужно подготовиться. Своим опытом создания, форматирования и продвижения Telegram-канала с нуля в статье делится Евгений Плохой, CEO CapableBits. Он создавал канал не как “ценность в себе”, а для проверки гипотезы: насколько на рынке востребован сервис-фильтр информационных потоков.
Свой канал Плохой IT Stream я начал вести относительно недавно и каких-то заоблачных высот пока не достиг, но темпы роста аудитории и отзывы читателей вполне вдохновляющие.
Telegram-канал я начал вести, чтобы проверить свою гипотезу. Она заключается в том, что вокруг нас очень большое количество информационных потоков, информация в которых часто повторяется. Что хуже, на гребне потоков – часто не полезная информация, а только лишь та, которая находит больший отклик («ШОК! Смотреть до конца!», «12 проверенных способов заработать миллиард» и т.д). И даже, если отбирать полезные или интересные тексты, их все равно остается слишком много. Много текста, мало информации.
Поэтому, возможно, есть место для продукта, который будет обрабатывать информационные потоки, выбирать самое интересное и будет давать краткий комментарий, дающий общее представление о новости: чем именно она интересна. Если читателю интересны детали, то он может перейти по ссылке и прочитать статью полностью.
И прежде чем писать нейронку, которая будет отделять зерна от плевел и AI, который будет составлять короткое ревью, я в три клика создал Telegram-канал по своей тематике. Моя выборка – это то, что я и так каждый день делаю, просто нигде не публиковал. Когда-то это пыталось сделать приложение Summly, которое купил Yahoo за $30 млн, особенно не разбираясь в продукте, за которым не было никакой технологии.
И вот в случае, если я когда-то решу делать подобный продукт с блек-джеком и AI, то у меня уже будет проверенная гипотеза и аудитория для него.
Как только я создал сам канал, то стал искать информацию о том, как его вести, где его продвигать и т.д. К сожалению, все ограничивалось примерно одинаковым набором рекомендаций от Кэпа. Поэтому я решил собрать воедино свой небольшой опыт, который, возможно, вам будет интересен. Как-никак, но Telegram-канал на сегодняшний день – это самый простой способ за две недели добиться количества просмотров, сравнимых с небольшим новостным ресурсом, который к этим цифрам идет месяцами.
Определитесь, подходит ли вам Telegram-канал в принципе
Я для себя определил следующие преимущества и недостатки.
Преимущества:
- Готовая платформа, с широким функционалом из коробки или при помощи ботов.
- Подписчики получают push-уведомления (хотя их можно и отключить).
- Сообщение подписчики точно получат, вам не придется конкурировать с алгоритмами ранжирования, чтобы донести информацию до своих же пользователей.
Недостатки:
- Относительно небольшая аудитория.
- Отсутствие виральных механик. Кнопка “Поделиться” есть, но она почти не работает.
- Отсутствие нативных инструментов продвижения.
- Сложно получить отклик от аудитории.
- Это канал для относительно коротких сообщений, длинные читать неудобно.
Для моей гипотезы Telegram – идеальный формат. Канал, который будет делать выжимку из всего объема информации, сопровождая короткими комментариями о том, почему именно эта информация попала в канал.
Выбор темы
Довольно очевидный шаг, но многие им пренебрегают. Когда у вас есть конкретная тема, то и позиционирование канала делать проще, равно как и находить свою целевую аудиторию. Моя тема – это IT, разработка продуктов, маркетинг и анализ рынка. Так что контент я создаю достаточно легко – я и так это делал, просто не делился в канале и не публиковал в Facebook. Facebook я обошел вниманием из-за алгоритмов ранжирования. Публиковаться в Facebook – все равно, что кричать в подушку: докричишься только до «близких людей», тех, кто и так тебя читает.
Формат
Каналы без формата превращаются в помойку, от них быстро отписываются или блокируют уведомления, так что количество просмотров постоянно падает. Об этом расскажу немного подробней.
Вот элементы формата, которые я выделил:
- Одно сообщение, один раз в день. Это мое обещание пользователям и таким образом количество просмотров моих сообщений не сильно отличается от количества подписчиков. Кто-то меня читает раз в неделю, все скопом, так что я смотрю на цифры за неделю. Так, в конце недели у меня просмотров больше, чем подписчиков в канале.
- Постоянство контента. Подписчики знают, чего ждать. То есть не будет такого, что сегодня я пришлю новость про первую программу, написанную AI, а завтра смешного кота в шляпе. У меня два основных раздела. “Основной”: 3-5 новостей с моим коротким ревью или субъективными прогнозами и ссылкой на источник и “Быстрые новости”: где я публикую просто заголовки или описание основных новостей, без ссылок.
- Форматирование. Оно облегчает читаемость и увеличивает узнаваемость постов. Для форматирования постов я использую @ControllerBot. Это отличный инструмент, который позволят: добавлять кнопки, реакции в виде эмоджи, делать текст “жирным”, добавлять in-text ссылки. Каждый раздел я выделяю “жирным шрифтом”, ссылки выделяю всегда одинаковыми эмоджи.
У раздела “быстрые новости” также свое форматирование.
Это не самое лучшее форматирование, так как сообщения получаются довольно длинными и их сложнее читать. Но не все сразу, буду исправляться.
Таким образом, мои подписчики знают точно, что они получат и как часто, и среди других каналов легко смогут узнать мой просто по внешнему виду сообщений.
Продвижение
Самый интересный и сложный пункт. Я пробовал или в процессе тестирования несколько подходов:
- Личная сеть контактов, страницы в Facebook. Попросил поделиться информацией о канале – получил порядка 150 подписчиков.
- Публикация в тематических группах Facebook (мы помним, что я знаю свою ЦА и, соответственно, знаю в какие группы писать) – еще примерно 200.
- Я воспользовался сервисом sociate.ru, который позволяет размещать рекламу прямо в каналах Телеграмм, которые подключены к системе. Скачек на графике с 300 до 420 это реклама в крупном канале ULTRA.
- Данные из раздела 2) – не полностью заслуга sociate. Один раз в неделю я прошу подписчиков поделиться у себя на странице ссылкой на канал или пригласить трех друзей, за это они получают небольшое вознаграждение. Обычно это книга, которую я считаю полезной. Конечно, название книги я не говорю 🙂 Эта часть продвижения довольно пограничная, так как я использую не свой контент. Но, с одной стороны, я эти книги честно купил и я их не продаю, а даю почитать. Спорно, конечно, и я буду уходить от этого формата. Уходить в пункт 5).
- Я подписан на большое количество платных рассылок от очень крутых экспертов рынка и стратегов. Я предложил подписчикам переводить одну лучшую статью или эссе за неделю и выкладывать ее на внешнем ресурсе. Взамен я хочу, чтобы статья набирала хотя бы 15 репостов. Провел голосование, при помощи того же @ControllerBot.
Как это будет работать – не знаю, посмотрим на следующей неделе.
- Мы договорились с ребятами из Apptractor, что каждую пятницу они публикуют у себя новости из моего канала, которые им показались интересными, а это еще один источник привлечения трафика.
- Разместить ссылку на канал в различных маркетплейсах и подборках. В интернете можно найти много статьей с их перечнем. Я этого, честно говоря, не делал, но упомянуть должен был.
- Написать статью для AIN.UA 🙂
Монетизация
- Реклама. Большинство каналов монетизируется за счет рекламы. В основном рекламы других каналов. Такое развлечение может приносить порядка $1000 – $1500 в месяц. Я сразу отказался от такого формата и у меня принципиально нет рекламы, даже от друзей, даже если сильно просят. Разумеется я планирую делать небольшие анонсы, но они будут очень-очень редкими и касаться только моих собственных продуктов. Но если такой вариант вам интересен, то вам снова – на sociate.
- Спонсорство. Если в вашем канале – понятная аудитория, то она может пересекаться с аудиторией какой-то компании, и ее качество будет важнее количества. Это производная от первого пункта, но мне он более приятен, так как позволит не уродовать канал “левой” информацией, а встроить рекламу в формат органично, особенно если компания хорошая и действительно может принести пользу подписчикам. К тому же, это прогнозируемый доход и вы не зависите от рекламной площадки или количества заявок на ней. Пока это – только идея и у меня в принципе не стоит задача зарабатывать непосредственно на канале.
- Продажа своих услуг. Это – производная от второго пункта. Просто на этот раз вы и есть условная компания. В этом случае Telegram-канал становится элементом контент-маркетинга
- Фантастический вариант – платная подписка. Я уже упоминал, что сам подписан на платные рассылки и там информация гораздо интересней и полезней, чем на многих ресурсах. Возможно, ваши пользователи готовы будут платить за доступ к вашей информации.
Инструменты
Раздел звучит громко, но содержанием я вас не удивлю, так как вы уже все знаете, если прочитали статью. Но отдельный пункт не помешает:
- VoteBot – бот для создания голосования по разным вопросам. Создает одно сообщение и в реальном времени обновляет результаты
- Голос – бот, который перевод текст в аудиозапись, использует Ivona и Yandex SpeechKit. Есть in-line режим, так что можно использовать в своем канале. Возможно, именно таким будет формат вашего канала, когда читатели слушают контент, а не читают.
- Sociate – биржа, где можно заказать пост в разных Telegram-каналах. Также есть возможность разместить рекламу в группах “ВКонтакте”, Instagram.
- Еще одна биржа рекламы в Telegram. Отличается тем, что есть эксклюзивные каналы, хоть и дорого.
- ControllerBot – форматирование статей, базовая аналитика, отложенные посты, добавление кнопок или реакций. В общем, это обязательный инструмент. К тому же Telegram-каналы очень ограничены с точки зрения интерактива. Сейчас, после каждой статьи я провожу небольшой опрос, который должен увеличивать уровень вовлеченности аудитории. Практически вся функциональность из других ботов, которая нужна для комфортного ведения канала, в нем реализована.
Хочу только обратить внимание, что все это будет работать только с понятной целевой аудиторией. Если у вас целевая аудитория “ВСЕ!”, например каналы про котов или историческими фотографиями, то ваш основной козырь – это количество, и вы сможете монетизировать только за счет общей рекламы, или же, в некоторых случаях, за счет продажи своих услуг.
Автор: Евгений Плохой, CEO CapableBits