Проприетарный софт понемногу сдает позиции софту с открытым кодом, и в этом процессе немалую роль играют социальные сети для разработчиков вроде GitHub. У этого явления есть многие неочевидные последствия, в частности – влияние на карьеры программистов. О том, как обеспечить себе репутацию в будущем мире opensource, где резюме исчезнут, в своей статье пишет разработчик Джош Вулф, который 10 лет проработал в Red Hat.
За следующие 12-24 месяца, другими словами, между 2018 и 2019 – метод, которым будут нанимать разработчиков, радикально поменяется.
Я провел 2004-2014, работая в Red Hat, крупнейшей компании мира, создающей opensource-программы. В мой первый же рабочий день, в июле 2004, мой босс Марти Мессер сказал мне: “Вся работа, которую ты будешь выполнять, станет открытой. В будущем у тебя не будет резюме, люди просто будут гуглить о тебе”.
Это была одна из уникальных особенностей работы в Red Hat в то время. У нас была возможность создавать собственные бренды и репутацию в открытую. Общение с другими программистами, через рассылки и баг-трекеры, коммиты исходников через Mercurial, Subversion, и CVS-репозитории были открыты и индексировались Google.
Перемотаем время к 2017 году и вот мы уже живем в мире, который завоевывает софт с открытым кодом.
Есть два фактора, которые дадут вам представление о современном мире:
- Microsoft, долгое время – икона проприетарного софта, участник Крестового похода против opensource, всем сердцем приняла идеи открытого кода, сформировала .NET Foundation (куда входит Red Hat) и присоединилась к Linux Foundation. .NET разрабатывается сейчас в открытую, как opensource-проект.
- GitHub стал выдающейся социальной сетью, которая связывает воедино мониторинг ошибок и систему контроля версий.
Разработчикам программного обеспечения, которые ранее работали над закрытыми проектами, пока еще не совсем ясно, что уже произошло. Для них opensource = работать бесплатно, в свое свободное время.
Для тех из нас, кто прошлое десятилетие провел в создании миллиардной компании по разработке opensource-софта, речь не идет о работе бесплатно или в свободное время. А преимущества и последствия работы с открытым ПО очевидны: ваша репутация принадлежит только вам, о ней знают в других компаниях.
GitHub – это социальная сеть, где ваш социальный капитал, созданный вашими коммитами и вкладом в глобальное обсуждение технологии, над которыми вы работаете – полностью ваш, он не привязан к компании, в которую вам случилось временно устроиться.
Разумные люди извлекут из этого выгоду: они будут поставлять патчи, исправлять ошибки, комментировать языки и фреймворки, которые они используют в работе каждый день: TypeScript, .NET, Redux.
Они также будут отстаивать свое право на проведение как можно большего объема работы в открытую, даже если речь идет о вкладе в частные репозитории.
GitHub – это великий уравнитель. Возможно, если вы живете в Индии, вам не удастся найти работу в Австралии, но ничто не помешает вам работать с австралийцами на GitHub.
В прошлое десятилетие можно было устроиться на работу в Red Hat довольно очевидным образом. Вы просто начинали сотрудничать с инженерами компании по какой-то технологии, которую они разрабатывали открыто. И когда становилось ясно, что вы делаете ценный вклад в ее развитие, и вообще отличный парень для совместной работы, можно было подаваться на вакансию. Или же они сами с вами связывались.
Сейчас именно такой путь устройства на работу открыт для всех, и почти для всех технологий. Оpensource сейчас захватывает мир и эти процессы одинаковы везде.
В недавнем интервью Линус Торвальдс (49 000 подписчиков на GitHub, сам же не фолловит никого), изобретатель Linux и git, сказал так:
“Вы передаете множество мелких патчей до тех пор, пока майнтенеры не начнут вам доверять. И в этот момент вы перестаете быть просто парнем, который шлет патчи, вы становитесь частью сообщества доверия”.
Ваша репутация – это ваше расположение в этом сообществе. Когда вы переходите из одной компании в другую, ваше положение ослабляется, возможно, вы теряете позиции. Это можно сравнить с жизнью в маленьком городишке: если жить там долго, вас будут знать все горожане. Если же вы меняете страны проживания – это уходит. Вы оседаете там, где вас никто не знает, и что хуже, никто не знает кого-то, кто был бы с вами знаком.
Вы уже потеряли свои первостепенные, а возможно – и третьестепенные связи. Если вы только не выстраиваете бренд, выступая на конференциях или других значимых ивентах, доверие, которое вы выстроили коммитами во внутренний корпоративный репозиторий, уже испарилось.
Однако, если вы работали на GitHub, результаты вашей работы никуда не делись. Они видимы. Они – часть сообщества доверия.
Первейший процесс, который начнется в связи с этим: им начнут пользоваться люди, ограниченные в возможностях. Студенты, свежие выпускники, иммигранты. Они будут использовать эту возможность, чтобы “переехать в Австралию”.
И это поменяет весь пейзаж. В прошлом привилигерованные разработчики с удивлением обнаружат, что их сообщество доверия распалось. Один из принципов, на которых зиждется opensource – меритократия, или же “всегда выигрывает лучшая идея, коммиты, лучшие тесты, лучшая реализация”,
Это – несовершенная схема (ничто не совершенно). И она никак не умаляет необходимости быть хорошим сотрудником, с которым комфортно работать. В Red Hat мы увольняли некоторых “звезд” в программировании, поскольку они не сходились с остальными. И подобные процессы происходят и на GitHub, в общении контрибьюторов.
GitHub – это не просто репозитарий и список сырых коммитов, как его обычно представляют. Это – социальная сеть. Я бы сказал так:
Считается не так ваш код на GitHub, как то, что другие говорят о нем.
Это и есть ваша портативная репутация, которая всегда с вами. И в следующий год-два одни программисты себе ее создадут, а другие – нет, и она станет абсолютным фактором отличия. Сейчас это можно сравнить с теми, у кого есть электронная почта и теми, у кого ее нет. Или мобильный телефон. В конце-концов большинство разработчиков будет работать с открытым кодом.
Уже сейчас принципы карьеры разработчика меняются под влиянием GitHub.