С тех пор, как крупнейший IT-банк Украины – ПриватБанк – был национализирован, многие клиенты начали задаваться вопросом, куда перейти на обслуживание, какие услуги предлагают другие банки, и есть ли вообще интернет-банкинги с похожими функциями. Редакция AIN.UA сравнивает топ-20 банков по количеству активных карт по следующим пунктам: процедура подключения к интернет-банкингу, особенности и главное – наличие функций для физлиц.
Подключение
Использование интернет-банкинга для платежей подразумевает наличие платежной карты или текущего счета. Мы рассмотрим интернет-банкинг в связке с картой как более удобный уровень использования собственных средств, чем текущий счет.
При открытии карты нужно присутствовать в отделении. Поэтому, если вы оформляете пластиковую карту, сообщите сотруднику, что хотите подключить и интернет-банкинг, так как многие банки не предлагают этого или забывают предложить при посещении отделения. У одних банков процесс подключения сложнее, чем у других, но, так или иначе, он выполняется один раз: сетовать на мудреный процесс подключения можно или тем, кто далек от интернета, или тем, чей банк сделал действительно нелегким процесс регистрации.
Регистрация
(список банков сформирован по число активных карт: представлено топ-20 финучреждений страны, даже если у них нет онлайн-банкинга):
- «ПриватБанк» – регистрация проходит на сайте, все достаточно легко.
- «Ощадбанк» – вопреки мнению многих, подключение к «Ощад24» не самое сложное среди украинских банков. Даже наоборот. Так, зарегистрироваться по номеру карты можно онлайн, с помощью банкомата или платежного терминала банка. Как и у большинства банков, для использования интернет-банкинга должна быть подключена услуга SMS-информирования по карте (как и у большинства, она платная).
- «Райффайзен Банк Аваль», не смотря на то, что по количеству активных карт он третий среди банков, по удобству подключения его можно отнести в конец списка. Для подключения «Райффайзен Онлайн» нужно получить специальную карту идентификации и активировать услугу в банкомате.
- «УкрСиббанк» – процесс регистрации проще, чем у «Аваля», но банкомат нужен все равно: в меню нужно выбрать «Сервисы – Регистрация в Star24».
- Альфа-Банк – тут все довольно просто: регистрация на сайте, нужны номер карты или номер счета и дата рождения.
- «Укргазбанк» – интернет-банкинг для физических лиц на данный момент отсутствует. Есть мобильное приложение для управления счетами, но простой web-версии интернет-банкинга нет. Операторы контакт-центра на вопрос «Будет ли?» сообщают, что не владеют данной информацией.
- ПУМБ – подключение происходит онлайн, но после получения в отделении специальной скретч-карты с паролем.
- «Укрсоцбанк (Юникредит банк)» – подключение происходит на сайте, но только после получения в банкомате банка списка одноразовых паролей.
- «А-Банк (Акцент-Банк)» – этот банк связывают с «ПриватБанком». Интернет-банкинг точь-в-точь как «Приват24», нет лишь некоторых неосновных функций (например, отсутствует заказ интернет-карты). Процесс регистрации идентичен.
- «Укрэксимбанк» – на первый взгляд, подключение сложное (на сайте размещены платные устройства для генерации одноразовых паролей), однако операторы контакт-центра сообщают, что использование дополнительных устройств необязательно, и в заявлении достаточно оформить получение паролей в SMS.
- «Сбербанк» – подключение происходит следующим образом: в договоре указывается логин, пароль приходит в SMS.
- «Креди Агриколь» – подключение к просмотру информации можно провести на сайте, заполнив немалую форму, для возможности же осуществления операций в интернет-банкинге необходимо обращаться в отделение.
- «Банк Пивденный» – регистрация возможна как в отделении, так и самостоятельно. Самостоятельная регистрация потребует ввести CVV2/CVC2 код. С карты списывается случайная сумма от 1 до 3 гривен, которую, с точностью до копеек, необходимо ввести в соответствующее поле.
- «ОТП Банк» – подключение интернет-банкинга производится в момент подписания документов.
- «Кредобанк» – подключение к KredoDirect происходит в отделении быстро с прохождением ряда процедур.
- «Проминвестбанк» – банк, в котором раньше система интернет-банкинга была, а сейчас ее нет: «банк планирует изменить существующий интернет-банкинг Pib-to-Web и перейти на другой ресурс с более широким спектром возможностей».
- «Банк Кредит Днепр» – подключение стандартно: заявление в отделении, логин в документе, первый пароль в SMS.
- «Банк Восток» – подключение происходит онлайн, без посещения отделения.
- «ПлатинумБанк» («ПтБ») – в связи с отнесением банка к неплатежеспособным рассматривать не будем.
- «Мегабанк» – интернет-банкинга нет: по словам поддержки, «находится в разработке».
Некоторые особенности
В трех банках из топ-20 отсутствует привычный бесплатный номер телефона вида 0 800: это «ПУМБ», «Сбербанк» и «ОТП Банк». Таким способом банки экономят на звонках (звонки оплачивает владелец такого номера – банк). В качестве бесплатной альтернативы банки используют онлайн-звонки.
- «Райффайзен Банк Аваль», помимо сложного процесса регистрации, не предоставляет возможности разблокировать карту в «Райффайзен Онлайн»: в интернет-банкинге доступна только блокировка. Нет здесь и управления карточными лимитами.
- «УкрСиббанк» – есть управление лимитами, но блокировка и разблокировка карты отсутствуют.
- «Укрсоцбанк (Юникредит банк)» – виртуальная карта у «Укрсоцбанка» есть, в отличие от многих других банков, но ее получение не совсем виртуальное: реквизиты будут вам предоставлены на листе A4 при личном присутствии в отделении.
- «Кредобанк» – оплата коммунальных услуг реализована следующим образом: система переводит вас на сайт EasyPay, а после выбора необходимых услуг возвращает на страницу интернет-банкинга для подтверждения оплаты.
Наличие функций для физлиц
Во всех онлайн-банкингах доступны переводы между собственными счетами и переводы по произвольным реквизитам, открытие или пополнение депозитов онлайн доступно реже.
Несмотря на функциональные онлайн-сервисы по оплате коммунальных услуг (Portmone, iPay, EasyPay и другие), желание клиента иметь все необходимые формы для оплаты в одном месте, не переходя от сервиса к сервису, есть логичным. Тем не менее, многие банки даже из ТОП-20 этого не предлагают.
Основные функции
В таблице ниже указано наличие (+) или отсутствие (-) функций в интернет-банкинге. Простота подключения – количество действий (шагов), которые нужно совершить клиенту, чтобы подключиться к интернет-банкингу банка, т.е. чем меньше – тем лучше. Действие совершается один раз и не влияет на дальнейшую работу.
Банк | ||||||||
Простота подключения (чем меньше, чем лучше) | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Переводы между счетами | + | + | + | + | + | + | + | + |
Открытие депозитов онлайн | + | – | Только пополне- ние | + | + | + | + | + |
Коммунальные платежи | + | Только Киев и Одесса | – | + | + | + | + | + |
Платежи на свободные реквизиты | + | + | + | + | + | + | + | + |
Блокировка/ разблокировка карт | + | + | +/- | – | + | + | + | + |
Выпуск/ перевыпуск карт | + | + | – | + | – | + | + | + |
Выпуск виртуальной карты | + | + | – | – | – | – | +/-* | – |
Управление лимитами | + | + | – | + | + | + | + | + |
Управление гео-лимитами | – | + | – | – | + | + | – | – |
Подключение/ отключение SMS | + | + | – | + | + | + | + | + |
Шаблоны и регулярные платежи | + | + | +/- | + | + | + | + | + |
Банк | ||||||||
Простота подключения (чем меньше, чем лучше) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Переводы между счетами | + | + | + | + | + | + | + | + |
Открытие депозитов онлайн | Только пополне- ние | + | Только пополне- ние | + | + | + | + | – |
Коммунальные платежи | – | + | – | – | + | -/+ | + | + |
Платежи на свободные реквизиты | + | + | + | + | + | + | + | + |
Блокировка/ разблокировка карт | + | + | + | + | + | – | + | + |
Выпуск/ перевыпуск карт | – | + | Только выпуск дополни- тельной | – | – | – | – | – |
Выпуск виртуальной карты | – | Только в отделении | Только в отделении | Только в отделении | Только в отделении | – | – | Только в отделении |
Управление лимитами | + | + | + | + | + | + | + | + |
Управление гео-лимитами | – | – | + | – | – | – | – | + |
Подключение/ отключение SMS | + | + | + | – | + | – | + | + |
Шаблоны и регулярные платежи | + | + | + | + | + | + | + | + |
* Заказать виртуальную карту внутри ИБ можно, но ее реквизиты выдаются в отделении
Дополнительно хочется отметить следующие услуги:
- Выпуск виртуальной карты – банком выпускается специальная карта, баланс и реквизиты которой отличаются от таковых основного счета. В целях безопасности рекомендуется использовать именно виртуальную карту для оплаты в сети интернет (вне интернет-банкинга). Виртуальную карту можно оформить полностью в онлайн в «ПриватБанке» и «Ощадбанке», частично в «Укрсоцбанке», и только в отделениях в таких банках: «Сбербанк», «Креди Агриколь», «Банк Пивденный», «ОТП Банк» и «Банк Восток».
- Управление гео-лимитами – отправка уведомления в банк про запланированное посещение клиентом определенных стран. Работает следующим образом: при расчетах картой в указанных странах служба мониторинга операций не будет беспокоить клиента звонками, если он заранее указал это в специальном разделе. Такую услугу предлагают только «Ощадбанк», «Альфа-Банк», «ПУМБ», «Креди Агриколь» и «Банк Восток».
Итоги
Безоговорочным лидером по предоставлению онлайн-услуг является «ПриватБанк»: на днях новый руководитель компании Александр Шлапак даже отметил, что ничего подобного нет у многих банков по всему миру. Удивляет другое – в 2017 году не все украинские банки из первой 20-и имеют онлайн-банкинг.