Суджей Махишвари – продакт-ментор площадки Recruitring, которая предоставляет рекрутерам предварительную оценку кандидатов, тем самым экономя их время. В августе 2015 года его друг претендовал на место продакт-менеджера в Google. Пройдя начальный этап рассмотрения заявки, он получил письмо от рекрутера, в котором тот подробно (с инструкциями и ссылками) рассказал, как подготовиться к дальнейшему собеседованию. Махишвари видел такое впервые на своей практике и подробно описал кейс в колонке на Recruitring Blog.
Когда он показал мне письмо, я не поверил своим глазам. Я никогда не видел, чтобы рекрутер вел себя так, будто он работает на кандидата, а не на компанию. Но чем больше я об этом думал, тем более логичным мне казался такой подход. Работа рекрутера заключается в том, чтобы влюбить двух людей друг в друга – а именно нанимателя и кандидата. В данном конкретном случае рекрутер сделал все, что от него зависело, чтобы кандидат добился успеха. А если кандидат его добьется, то и компании хорошо.
Ниже текст письма.
“Обзор позиции продакт-менеджера
Наши продакт-менеджеры (тут и далее PM) работают над новыми продуктами и функциями, которые полезны для наших пользователей и при этом логичны с точки зрения бизнеса. По сути они выполняют роль генеральных менеджеров наших продуктов, ведут за собой функциональные команды, чтобы концептуализировать, строить и выводить на рынок новые замечательные продукты Google.
PMы находят нашу предпринимательскую культуру волнующей и непростой, потому что они никогда не зависают долго на уже существующих продуктах, но вместо этого концентрируются на разработке новых идей и стратегий.
У нас есть новые позиции во всех направлениях, таких как потребительская электроника, мобайл, приложения, интерпрайз и инфраструктура. Если вкратце, в процессе лаконичного интервью мы стремимся нанять PM “генералиста”, у которого может быть нишевый опыт, но при этом он может легко переключиться на наши развивающиеся продуктовые линии. Мы обнаружили, что такой подход позволяет нашим продакт-менеджерам не выгорать и быть одинаково в теме для разных проектных команд.
Мы не нанимаем людей на конкретный продукт, а ищем тех, кто может работать над разными продуктами. Со временем наше руководство примет во внимание ваши интересы и опыт, чтобы подобрать релевантные продукты, которые перекликаются с нашими бизнес-потребностями.
Чего ожидать
Собеседование на позицию PM в Google состоит из пяти составляющих:
Продуктовый дизайн. PM в Google в первую очередь ориентируются на пользователей. Они усердно работают над тем, чтобы предоставить лучший UX. Прежде всего они учитывают потребности клиента и страсть к продукту, после чего переходят к деталям. PM может набросать каркас будущего продукта, чтобы донести идею до дизайнера.
Часто задаваемые вопросы:
- Как бы вы улучшили Google Maps?
- Как бы вы уменьшили размеры хранилища Gmail?
- Как бы вы усовершенствовали поиск по ресторанам?
- Назовите ваш любимый продукт Google. Что вам в нем нравится, а что нет?
- Если бы вам поручили создать новую супер-функцию для Google, что бы это было?
- Представьте, что вы работаете в команде Google Search web spam. Как бы вы обнаруживали дублирующиеся сайты?
Аналитика. PM в Google умеют работать с цифрами и определять правильные метрики. Они могут интерпретировать данные и принимать правильные решения на основании A/B-тестов. Они не против запачкать руки. Иногда они пишут SQL-запросы, иногда запускают скрипты для извлечения данных из журналов. Они подкрепляют свои аргументы решительным взаимодействием с аналитикой.
Часто задаваемые вопросы:
- Сколько запросов в секунду получает Gmail?
- Сколько iPhones продается в США каждый год?
- Если бы вы были PM для проекта Google Glass Enterprise Edition, какие метрики вы бы отслеживали? Как бы вы определили степень успешности продукта?
Соответствие корпоративной культуре. PM в Google мыслят в масштабах полета на ЛУНу. Они ведут за собой и влияют на окружающих. Они стремятся действовать и закрывать задачи.
Если бы PM Google не работали в Google, они были бы CEO собственных компаний.
Часто задаваемые вопросы:
- Почему Google?
- Почему PM?
Технологии. PM в Google руководят командами разработки продуктов. Чтобы руководить эффективно, они должны быть компетентными и вызывать доверие у разработчиков. В рамках онсайт-собеседования, уровень вашей компетентности будет оценивать старший сотрудник команды разработки. Будьте готовы к решению задачи с кодингом и техническим вопросам.
Например: напишите алгоритм, который выявляет конфликты в коде.
Стратегия. PM в Google – бизнес-лидеры. Они должны ориентироваться в типичных для бизнеса проблемах. Не обязательно иметь опыт управления бизнесом или диплом бизнес-школы. Но от вас требуется наличие бизнес-интуиции и способность быстро принимать решения.
Часто задаваемые вопросы:
- Если бы вы были СЕО Google, вы бы беспокоились из-за Microsoft?
- Стоит ли Google предложить конкурента StubHub? Продавать билеты на спортивные соревнования, концерты и театральные постановки?
Также будьте готовы к поведенческим вопросам, например: расскажите о случаях, когда вам было необходимо повлиять на инженерную команду, чтобы построить конкретную функцию. В последние месяцы в собеседованиях на позицию Google PM стали чаще полагаться на поведенческие вопросы.
Чего не стоит ожидать
В собеседованиях на позицию Google PM стали реже задавать головоломки и задачки со звездочкой. HR-департамент Google обнаружил низкую зависимость между способностью кандидатов их решать и их фактических результатах на работе.
Примеры головоломок:
- Я бросаю две игральные кости. Какова вероятность того, что второе выпавшее число больше первого?
- Сколько будет 27*27 (нельзя использовать калькулятор)?
Однако гипотетические вопросы не исключили. Гипотетические вопросы – это воображаемые ситуации, которые косвенно относятся к будущей работе (в отличие от головоломок, которые к ней НЕ относятся).
Пример гипотетического вопроса: Как бы вы построили алгоритм сбора данных Министерства сельского хозяйства США для отображения в системе Google?
Как подготовиться
Вот мои рекомендации по подготовке к собеседованию в Google на позицию PM:
Почитайте техноблоги, например, Stratechery.
Продакт-дизайн. Попрактикуйтесь в обсуждении дизайна с использованием структуры (нужна структура? Попробуйте метод кругов). Начните с возможных людей и детализируйте юзкейсы. Приоритезируйте юзкейсы и придумайте решения. Многие кандидаты ошибочно предлагают решения, производные от решений конкурентов. В Google оценивают вашу креативность, и делают большую ставку на большие идеи (из разряда полетов на Луну). Вдохновите их уникальными конкурентными идеями.
Проиллюстрируйте свои идеи, изобразив их на доске. Чтобы попрактиковаться, скачайте инструмент Balsamiq. Также изучите популярные паттерны веб- и мобильного дизайна для вдохновения.
Технологии. Технические вопросы нетипичны в ходе телефонного интервью. Но если вас позовут на офлайн-собеседование, вы должны быть готовы ответить на вопросы по программированию. От вас не ждут идеального синтаксиса, но вы должны продемонстрировать достаточное мастерство составления технических концептов, чтобы в дальнейшем принимать активное участие в дискуссиях и помогать команде находить технические компромиссы.
Я бы рекомендовал вам повторить основы computer science и попрактиковаться на кодинговых вопросах. Один из моих любимых ресурсов How to Ace the Software ENGINEering Interview. Также будьте готовы описать принципы работы ключевых технологий, таких как поисковые системы, машинное обучение и MapReduce.
Аналитика. Подготовьтесь к оценивающим вопросам, например: Сколько запросов в секунду получает Gmail? Будьте компетентны в работе с метриками запуска продукта и вопросам по A/B-тестам, в том числе интерпретации результатов.
Стратегия. Используйте фреймворк, чтобы структурировать ваше обсуждение стратегии. Если вы не в теме, начать можно с анализа пяти сил Портера.
Культура. Разберитесь – что означает быть гуглером, прочитав корпоративную философию Google. Ознакомьтесь с принципами дизайна Android. Дополнительно почитайте: Рекомендации по визуальным активам Google и статью Стивена Леви (от 2007 года, но все еще актуальную) про программу Google APM. Еще вариант, более глубокий и поздний – “В Plex: Как Google думает, работает и меняет наши жизни” Стивена Леви.