В марте 2016 года на презентации автомобиля Model 3 Илон Маск заявил: если Tesla и вправду будет собирать 500 000 автомобилей к 2020 году, компания будет вынуждена скупать весь доступный на рынке литий. Именно из этого материала создаются батареи, которые сегодня используются зачастую в электромобилях и электронных устройствах. В своей статье издание Bloomberg указывает: сегодня спрос сильно обгоняет предложение.
Как результат, в последнее несколько лет стоимость лития активно повышается: его цена выросла в 5 раз начиная с 2014 года: с $4 000 тогда до $20 000 за тонну сегодня. Для сравнения, еще в начале нулевых его стоимость составляла порядка $1500. И судя по тому, что компании не успевают удовлетворять спрос, литий и дальше будет дорожать. Как уверяют эксперты Deutsche Bank, в ближайшие несколько лет необходимость в этом металле вырастет на 250%.
Больше всего на этом заработает лишь несколько стран с самыми крупными запасами лития: Чили, Китай, Аргентина и Австралия. На них приходится порядка 70% всего мирового запаса металла. Крупные месторождения также есть в Португалии, Бразилии, США и Зимбабве.
В материале Bloomberg не упоминается, но крупное месторождение лития есть и в Украине. Его добычей занимается компания «Укрлитийдобыча», которая в последнее время чаще всего фигурировала в сводках криминальных новостей: несколько групп боролись за контроль над потенциально очень прибыльным активом. Считается, что именно Украина имеет одни из самых крупных запасов лития в Европе. По некоторым оценкам, его запасы могут превышать 100 000 тонн.
Журналисты Bloomberg также описали историю удачливого американского предпринимателя Джона Руда, который как раз успел вовремя сделал ставку на литий. «В один момент я заметил, что спрос на батареи растет и понял, что это может стать неплохим бизнесом. Мы нашли участок в Неваде еще до роста цен, выждали момент и нашли инвестора для добычи», – рассказывает Руд. Вовремя сделанная ставка помогла ему неплохо заработать.
В будущем спрос на металл продолжить расти и к 2025 году его дефицит может составить до 100 000 тонн ежегодно. Основной причиной станут как раз электромобили – на одну машину с электрическим двигателем требуется в сто раз больше лития, нежели для батареи ноутбука. С учетом того, что сейчас над созданием электромобилей работают все производители машин, в будущем эксперты ждут дальнейшего роста цен. К этому добавится и спрос на солнечную энергию: ее ведь нужно где-то хранить.
Но основная проблема в том, что по некоторым данным в мире можно добыть порядка 4,4 млн тонн лития так, чтобы это было экономически целесообразно. Другими словами, в один момент добыча металла уже будет просто нерентабельной. Считается, что именно из-за небольших объемов рынка на него не выходят крупные компании. А обращая внимания на бум в мире электрокаров, эти запасы достаточно быстро могут себя исчерпать. И тогда уже перед командой Илона Маска появится совсем другая проблема: не выкуп всего лития с рынка, а создание нового типа батарей.
Напомним, раньше мы рассказывали, у каких автомобильных компаний больше всего шансов запустить полноценный автопилот.