Чтобы упростить пользователям процесс покупок в офлайне, Amazon пытается запустить магазин без кассиров, хоть и не совсем удачно. Но для самих магазинов, которые сталкиваются с большими массивами данных по пользователям, товарам, поставщикам, проблема упрощения тоже актуальна. Ее и пытается решить Никяра Пурмамбетова, соосновательница украинского стартапа uCat – Ukrainian Catalogue. Стартап работает над единым электронным каталогом товаров для украинского ритейла, и за несколько лет работы сумел заполучить в клиенты торговые сети “Ашан”, “Велика Кишеня”, “Фуршет”, Watsons, METRO Cash & Carry. Среди клиентов-поставщиков значатся Kimberly-Clark Ukraine, Coca-Cola и другие. Редакция AIN.UA рассказывает, как uCat удалось заполучить крупных партнеров всего за пару лет.
Как появилась идея
Соосновательница и CEO стартапа Никяра Пурмамбетова в 2011-2012 годах участвовала в создании системы SA2Worldsync (сейчас называется 1 Worldsync) на базе клиентов компании «Метро Кеш энд Керри». По ее словам, на то время это была первая серьезная попытка создать в Украине электронный каталог товаров для ритейла. “Этой работой я начала заниматься случайно – мне понравилась идея. К сожалению, руководство компании тогда не рассматривала Украину как приоритетную страну для развития и проект свернули”, – рассказывает Пурмамбетова.
Эта работа принесла первый опыт в электронных каталогах: в процессе Пурмамбетова часто общалась с ритейлерами и поставщиками, и понимала, что проблема синхронизации данных по товарам для них важна, и решила попробовать создать собственный сервис.
“У меня не было навыков создания стартапа или связей. После написания бизнес-плана я вбила в строке поиска “стартапы инвесторы” и так познакомилась с Андреем Хорсевым. Он мне посоветовал разместиться на его площадке (Facebook-сообщество Hackers&Founders – ред.), через которую я и познакомилась со своими текущими инвесторами – Дмитрием Дурачем и Романом Серебряковым из “Оникс Системс”, – рассказывает соосновательница стартапа.
Как развивались
Сервис предлагал решить важную для ритейла проблему синхронизации данных о товарах. Поставщики работают со множеством ритейлеров, и для каждого менеджер должен вручную заполнять таблицы по 100-150 пунктов по всем товарам. На этом этапе возникают неточности: кто-то в прайс-листе напишет «Мин. вода 0,5 л. Моршинская», кто-то – «вода минеральная Моршинская 0,5 л.» и т.д. Из-за этого позиция даже может показываться в системе учета как два разных товара. Эту проблему uCat и пытается решить: данные в каталог вносятся в едином формате, в карточках есть вся информация о товаре – размеры, объемы, фото, описание.
Сервис работает так: поставщик добавляет товар в каталог в одном стандарте, каталог проверяет данные – создает фото и описание, товар публикуется в каталоге для подключенных ритейлеров, информация выгружается ритейлером в свои базы данных. То есть, поставщик не тратит времени на заполнение разных таблиц, а ритейлеры – на поиск и проверку информации про товары поставщиков.
В апреле 2013 года стартап получил первые инвестиции и занялся разработкой сервиса – в этом помогали специалисты из “Оникс”. Уже в мае этого года команда подписала первый договор с платящим клиентом – одесской сетью “Таврия В”. “Когда я увидела первую страницу клиента в uCat, всего лишь с одной кнопкой – ощущения счастья было не передать”, – вспоминает Пурмамбетова.
В 2014 году число поставщиков достигло 150: с компанией начали работать Roshen, «Чумак» и другие заметные бренды. Сейчас в каталоге есть данные 400 поставщиков, 15 торговых сетей и 21 000 наименований товаров. За эти годы команда с 5 человек выросла до 20. Еженедельно в каталоге обновляется 10% ассортимента. За 2016 год uCat подключила к каталогу “Ашан Украина”, Watsons и PG. В этом году собирается охватить всех основных поставщиков FMCG, DIY, создать национальный рубрикатор товаров, перевести каталог на несколько языков.
“Особенно полезно, если клиент может сам интегрироваться с этой системой, и обновлять/создавать необходимую информацию автоматически. Что вызывает вопрос, так это то, что клиенту нужно начать с ввода нового ассортимента немного заранее – еще до того, как продукт появляется на складе физически и поэтому все данные нужно вносить вручную… Но при условии наличия товара на стоке проще, представители приезжают, и сами все измеряют”, – сообщили AIN.UA в Kimberly-Clark Ukraine (бренды Huggies, Kleenex, Kotex и другие).
С 2014 года каталог работает с другим известным украинским проектом – Zakaz.ua Егора Анчишкина, который подключается к базе uСat через API. “Благодаря каталогу мы решаем проблемы с поиском информации своими силами и обновлением товара. Так как uCat напрямую работает с поставщиками, мы можем быть уверены в том, что на сайте размещена актуальная информация”, – говорят в Zakaz.ua.
Поиск клиентов
Базу клиентов сооснователь начала формировать еще работая с проектом SA2Worldsync. “Выходы на топов были разные: напрямую, через LinkedIn, через рекомендацию. Важно не бояться делать первый шаг – позвонить, написать”, – говорит Пурмамбетова.
Первый договор с сетью “Таврия В” заключили, выйдя на заместителя IT-директора компании, который впоследствии и стал курировать контракт с каталогом. “На него я вышла через секретаря: позвонила на ресепшн, попросила соединить с IT-департаментом, и уже через неделю проводила презентацию каталога”, – рассказывает CEO компании.
С другими клиентами – сетями “Рукавичка” и “Барвинок” – помогли связаться поставщики софта Usluno для сетей: с ними соосновательница познакомилась на одной из отраслевых конференций. “Нам в этом случае на первых порах очень помогли рекомендации тех, с кем работают наши заказчики. При наличии рекомендаций встречи проходят теплее: клиент лучше слушает презентацию, внимательней оценивает предложение”, – говорит Пурмамбетова.
Как канал лидов компания использует и социальные сети. Конкретно – LinkedIn: именно так начали общаться с Ferrero. Схема простая: посмотрели, кто отвечает за продажи в сети, написали предложение, позвонили, встретились. Facebook используют реже, он менее подходит для делового общения. “Писать с бухты-барахты о деле в Facebook – это не все воспримут адекватно. Но иногда приходится, если по-другому не удается начать общение. Стараюсь соблюдать меру между желанием достичь результата и уважением к личному времени человека”, – говорит СEO компании.
По ее словам, важно не только выходить и строить отношения с людьми, которые принимают решение по продукту, но и с теми, кто в конечном итоге будет его внедрять. Ведь именно от конечных пользователей зависят отзывы о сервисе и его развитие. Чем больше людей в компании знают о предложении, тем лучше.
Несколько рекомендаций по поиску лидов по собственному опыту компании:
- Не нужно отчаиваться, если не удается сразу начать работу или подписать договор. К примеру, с “Ашан” стартап вел переговоры 3 года. Но важно поддерживать связь с потенциальными клиентами, интересоваться их новостями, запуском продуктов, рассказывать о новостях своей компании.
- При написании писем, сообщений и в переговорах нужно обязательно учитывать зону ответственности человека, к которому обращаетесь. Маркетологам – писать про важность качественных фото и описания товара для SEO, закупщикам – про удобный выбор поставщиков, логистам – про точные логистические данные и т. д.
- В переговорах с потенциальными клиентами используйте меньше слов, закладывая в них больше смысла. Краткость – сестра таланта.
- Стиль общения – классический дружелюбный, без шаблонных фраз. Можно пробовать ставить себя на место клиента: как бы вы сами отреагировали на такой звонок или такое письмо? Полезно разговоры записывать и затем переслушивать, анализировать.
- Главное – добиться однозначного ответа: да или нет, если нет, то почему? “Никогда не закрывать дверь после “нет” – все меняется, и в особенности, все меняется в b2b, где часто “нет” превращается в “да”, – советует глава проекта.
- Участвовать в выставках, конференциях, семинарах на которых могут быть ваши клиенты.
“У меня нет никакой особенной методики поиска лидов. Кроме, наверное, подхода: нет ситуаций, при которых я не смогла выйти на человека и поговорить с ним”, – подытоживает глава проекта.