Основной целью разделения приложения в три года назад, по словам разработчиков, стало желание размежевать две функции: каталог заведений с поиском и выбором места (Foursquare) и возможности просмотреть местоположение друга (Swarm). Споры на счет того, насколько эффективно было это решение, длятся в сообществах по всему миру продолжаются до сих пор. На примере украинского комьюнити: разделение сервиса как принесло ему новых пользователей за счет людей, которые пользуются исключительно Foursquare, так и нанесло удар благодаря оттоку аудитории «старой школы», которой до сих пор не хватает бейджей.
Несмотря на отток части аудитории, Foursquare смог пережить кризисные 2014-2015 года благодаря некоему костяку старожилов, часть из которых является суперпользователями Foursquare. Super users (SU) – аналог модераторов, таких себе Foursquare-волонтеров, которые помогают поддерживать базу локаций в актуальном состоянии, оперативно добавлять новые данные и места в базу, сообщать о нарушителях и многое другое. Стать таким модератором может каждый пользователь Foursquare. Для этого достаточно заполнить специальную форму и пройти небольшой тест. Всего в системе предусмотрено 10 уровней суперюзеров. Каждый новый уровень дает все большие полномочия.
В Украине есть два SU 9 уровня, 10-й выдается одному человеку из крупного сообщества, который будет неким неформальным представителем страны. Периодически происходит повышение уровней. Оно зависит от количества правок и соотношения качественных правок (одобренных другими SU) к общему количеству предложенных.
Еще в 2011 году украинским сообществом был сформирован периодически обновляющийся гайдлайн. В нем описаны инструкции, указания и конкретные примеры для того, чтобы унифицировать стиль оформления всех локаций. В их числе и те, которыми пользуются бизнесы для удовлетворения своих потребностей, благо возможностей для этого после 2014 года стало еще больше.
Ранее перечень инструментов, на которых строилась бизнес-модель компании и которые предлагались брендам и владельцам бизнесов, был весьма ограниченным:
- основанная на чекинах пользователей аналитика по заведению/сети;
- спецпредложения вроде «Получи что-то за чекин» или «Двойная порция чего-то, если ты мэр заведения»;
- контекстная платформа Foursquare Ads – аналог Google Adwords, весьма ограниченный по ручным параметрам настройки. Фактически, весь таргетинг настраивается самим Foursquare при минимальном участии заказчика рекламы;
- в редких случаях – партнерские бейджи, обслуживание которых стоило около $25 000 ежемесячно.
После разделения приложения и вынесения игровой механики в отдельную часть, стал четко виден тренд на то, чтобы использовать колоссальный массив данных о перемещениях пользователей. Он основан не только на чекинах, но и на фоновой передаче информации о местоположении и ряде дополнительных инструментов, раздаваемых для тестирования ограниченному кругу сотрудников и суперпользователей.
Свидетельствами подхода, ориентированного на данные, стали партнерства с крупными компаниями: Apple (в ряде регионов с 2015 года данные Foursquare используются в приложении Maps) и Uber (именно сотрудничество с Foursquare позволяет не вводить конкретный адрес подачи авто, а просто указать название точки). Также были запущены ключевые технологий типа Piligrim. Она записывает любое перемещение и помогает приложению Foursquare Labs максимально точно определять местоположение пользователя даже внутри больших ТРЦ. Решения для крупных бизнесов – Pinpoint и недавно анонсированная Foursquare Analytics позволяют повышать эффективность офлайн-кампаний. Они определяют и оценивают так называемые “foot-traffic data”. Это данные о проходимости того или иного участка с учетом анализа пола и возраста аудитории, показателя возврата (соотношение новых посетителей к старым) как на уровне отдельной точки, так и на уровне целой страны, сравнивая эти цифры с ключевыми показателями конкурентов.
Несмотря на кажущуюся очевидной переориентацию на Big Data, о тренде на которую в последнее время любят говорить и профессионалы, и «эксперты», Foursquare не забывает и про обычных пользователей. Уже сейчас в приложении можно просмотреть меню и заказать столик в понравившемся ресторане; купить скидку на ближайшее мероприятие; просмотреть список сеансов в понравившемся кинотеатре и купить билеты на сеанс.
За «монетки», полученные в Swarm, можно купить не только виртуальные стикеры, но и вполне реальные вещи вроде скидок или участия в конкурсе с призами вроде круиза в любую точку мира. Правда, как и многие другие бизнес-функции, часть таких заманчивых предложений пока доступны только в некоторых странах (таких, как США, Япония, Индонезия, Турция).
На данный момент украинским бизнесам доступен не такой большой объем стандартных функций «из коробки»: спецпредложения, аналитика по точкам и Foursquare Ads. Дополнительные опции доступны не для всех, но с помощью суперпользователей 9-10 уровня можно: добавить мероприятия определенных категорий, интегрироваться со сторонними сервисами и площадками; подключить специализированные решений вроде Pinpoint и Foursquare Analytics.
Ценность Foursquare, как ни парадоксально, до сих пор заключается именно в его целостности не столько, как программного решения (в виде приложения), а в виде данных. Количество сервисов и платформ, которые используют данные, сохраненные и обработанные Foursquare, бесчисленно: это как маленькие решения чьих-то проблем, так и сервисы для крупных площадок и брендов, которыми среднестатистический пользователь интернета пользуется практически каждый день.
Деннису Кроули удалось создать продукт, аналога которому на данный момент нет: качество базы Facebook Places, используемой в Instagram, оставляет желать лучшего и по наполнению, и по удобству редактирования. Система отзывов о заведениях, предлагаемая Google или Facebook, на данный момент не особо заточена на то, чтобы “найти ресторан, в котором я хочу сегодня поужинать”.
Автор: Артем Комолов, суперпользователь Foursquare 9-го уровня, Head of SMM «ТАСКОМБАНК» .