Госавиаслужба предложила правила использования дронов в Украине
28 апреля Государственная авиационная служба представила обновленную концепцию регулирования для беспилотных аппаратов, т.е., фактически, правила их использования в Украине. Пока что это лишь проект документа. В нем предлагается классификация дронов, особенности работы с дронами в случае коммерческой и любительской эксплуатации, случаи, когда пилоту дрона нужна сертификация и регистрация и т.д. К слову, в Госавиаслужбе анонсировали создание отдельного направления, посвященного дронам.
В Украине дроны предлагается классифицировать по массе:
- 0-ой класс — до 250 г,
- 1-ый класс — от 250 грамм до 20 кг,
- 2-ой класс — от 20 кг до 150 кг,
- 3-ий класс — свыше 150 кг.
Также предлагается классификация по типу управления (от ручного к автономному):
- ручной визуальный – класс A,
- ручной инструментальный – класс B,
- автономный – класс C.
По словам экспертов из Drone.UA, в Украине сейчас основное количество беспилотников — это устройства до 25 кг, с возможностью автоматического полета, т.е. они попадают в категорию «1С». Госавиаслужба, опираясь на данную классификацию, предлагает такие правила использования (при этом есть отдельные правила для коммерческого и некоммерческого использования):
Из таблицы видно, что для основного — первого — класса есть некоторые ограничения и требования. Пилот должен пройти регистрацию, но она будет возможна в онлайне. При некоммерческом использовании дроны 1 класса могут летать только днем, на высоте до 120 м, с радиусом 500 м.
Также в Госавиаслужбе сформулировали некоторые общие требования к классу 1:
- Использование дронов предполагается только в условиях прямого визуального контакта (VLOS) дистанционного пилота или визуального наблюдателя без помощи других устройств.
- При использовании беспилотников должен быть задействован визуальный наблюдатель если дистанционный пилот не в состоянии визуально контролировать аппарат.
- Максимальная скорость полета — 150 км/ч.
- Максимальная высота полета 120 метров над уровнем земли и 500 метров от дистанционного пилота, если не задействован визуальный наблюдатель.
- Дронам запрещается выполнять полеты в 8-километровом периметре аэропорта, а также в запретных зонах.
- Все полеты БПЛА не должны выполняться над людьми, кроме дистанционного пилота или визуального наблюдателя.
- Полеты должны выполняться только в светлое время.
- Дистанционный пилот может в один и тот же время манипулировать только одним дроном.
- При использовании дрона необходимо проводить предполетный технический осмотр дистанционным пилотом.
- На дронах должны отсутствовать опасные материалы, кроме элементов питания.
- Дистанционный пилот должен гарантировать нормальное физическое и психологическое состояние для безопасной эксплуатации (употребление алкоголя или усталость).
По мнению Валерия Яковенко из Drone.ua, предложения Госавиаслужбы отчасти логичны, но отчасти требуют дополнительных обсуждений. Он отмечает, что в Украине впервые сформировали отдельный класс дронов массой до 250 г, которые будут регулироваться максимально мягко. Такие дроны чаще всего относят к игрушкам и хобби-комплектам, в коммерческой эксплуатации подобные платформы не встречаются. Также в случаях коммерческого использования уровень ответственности за дрон выше, чем если дрон запускают ради хобби.
«Предложенные ограничения по высоте, 120м, и по радиусу действия (500 м) очень суровы. Украина является страной с практически незагруженным воздушным пространством, по сравнению с теми же странами Евросоюза. Для производственных задач эффективнее выполнять полеты выше, и практически всегда требуется отдаление от точки управления более 500 метров, поэтому мы будем предлагать изменить пункт радиуса на «зону прямой видимости»», — говорит Яковенко.
По его словам, предложения госведомства по сложности для владельцев дронов не сильно отличаются от правил в ЕС и США. «Будем надеяться, что представленные инициативы будут выполнены максимально просто, регистрация будет проходить в режиме онлайн, а получение сертификатов не будет приравнивается к сложностям классической авиации», — говорит Яковенко.
Напомним, один из самых известных производителей дронов, компания DJI, сообщила о закрытие зоны полета почти над всей территорией Ирака и Сирии. Это сделано во избежание потенциального использования беспилотников как носителей бомб.
Комментарии | 4
Ребята, кто-то знает, как можно к ним обратиться? 8 километров от аэропортов, при 120 метрах высоты это слишком много. Такого нет нигде в мире. Если примут такой закон, то в Киеве нельзя будет летать, из-за Жулян. Зеленые склоны Днепра находятся на расстоянии 7 километров, а все летают в основном там.
Все, уже нашел
Что значит нельзя летать над людьми? Популярные дроны DJI Phantom весом чуть более 1 кг часто запускают на майдане, в других местах отдыха и никаких проблем с этим не было. Для чего это ограничение? Чтобы на следующей революции нельзя было снимать с воздуха, как представители власти отстреливают своих граждан на майдане?
Что значит нельзя использовать в «запретных зонах»? Это какие такие зоны у нас запретные? Дома судей и чиновников, котеджные городки, правительственный квартал?
Для чего вообще эти правила? Кому дроны мешают?
Та хоча б військові частини, одразу спадають на думку.