автор: Нина Глущенко
Море данных: как Одесская область развивает туризм с помощью Big Data
В популярности украинского туризма в последние годы немаловажную роль сыграл экономический фактор — позволить себе отдых за пределами страны могут далеко не многие. Однако о результатах такой популярности и отдыхе в Украине бытуют разные мнения: от абсолютной «зрады» до полной «перемоги». В чем же причина подобных разночтений? Прежде всего — хромая на обе ноги статистика туристической отрасли страны. Данные, формируемые туриндустрией, и информация от пограничных пунктов о входящем потоке зарубежных туристов могут отличаться на три нуля. И вот, чтобы добиться реальных цифр по своему региону, власти Одесской области запустили пилотный проект по мониторингу турпотока при помощи технологий Big Data. Редакция AIN.UA рассказывает, что из этого получилось.

Материал подготовлен при поддержке «Киевстар»
Что это значит?

Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя.
Проблема

Нет точной официальной статистики по посещению туристами Одесской области. Без этого властям остается только гадать, как изменилась привлекательность региона и какие места области пользуются большей популярностью у гостей.

Решение

Использовать данные мобильной связи. Мобильная связь – самая популярная технология, телефон есть у подавляющего большинства украинцев. А у телеком-операторов есть возможность отслеживать перемещение абонентов по сигналам базовых станций. Поэтому власти области обратились к мобильным операторам с просьбой открыть данные о том, сколько туристов посещают Одесскую область. На запрос госструктур откликнулся «Киевстар». Пилотный проект по мониторингу турпотока начался в 2016 году.
Нет точной официальной статистики по посещению туристами Одесской области. Без этого властям остается только гадать, как изменилась привлекательность региона и какие места области пользуются большей популярностью у гостей.
Проблема
Использовать данные мобильной связи. Мобильная связь – самая популярная технология, телефон есть у подавляющего большинства украинцев. А у телеком-операторов есть возможность отслеживать перемещение абонентов по сигналам базовых станций. Поэтому власти области обратились к мобильным операторам с просьбой открыть данные о том, сколько туристов посещают Одесскую область. На запрос госструктур откликнулся «Киевстар». Пилотный проект по мониторингу турпотока начался в 2016 году.
Решение
Как это работает
Два раза в год — в октябре (после окончания сезона) и январе-феврале (по итогам прошлого года) — Киевстар готовит мониторинг под запрос Одесской областной госадминистрации (ОГА). Он учитывает данные по критериям «регион», «месяц», а также предоставляет разбивку на внутренних и иностранных туристов. Туристом же считается тот, кто провел в пределах Одесской области больше суток.

Операторская сеть позволяет отследить, откуда приехал абонент, - можно увидеть, жители каких областей или стран предпочли курорты Одессы. Так, в прошлом году наибольший поток туристов в регионе в сети «Киевстар» был из Киевской, Николаевской и Винницкой областей (суммарно — более 40% внутреннего потока), а среди представителей из зарубежных направлений по-прежнему лидирует Россия. В целом на заграницу пришлось 21% курортников.
1. Киевская
26,03%
2. Николаевская
12,71%
3. Винницкая
11,41%
4. Днепропетровская
5,77%
5. Львовская
5,11%
6. Кировоградская
4,92%
7. Хмельницкая
4,53%
8. Черкасская
4,37%
9. Житомирская
3,76%
10. Харьковская
2,97%
1. Российская Федерация
19,62%
2. Молдова
10,77%
3. Беларусь
2,40%
5. Германия
1,53%
6. Болгария
1,46%
8. Австрия
0,75%
9. Швейцария
0,58%
10. Литва
0,39%
В мониторинге видно, где находились туристы большую часть времени – например, в Одессе, Затоке или на других курортах. По этим данным можно понять, какие конкретно места пользуются спросом.

У Киевстара крупнейшая абонентская база в стране — 26 млн. Это очень большая выборка, но чтобы представить себе поток в целом и говорить о тенденциях, власти распространяют полученные данные на общую численность населения страны.

Роман Козловский
И.о. начальника управления туризма, рекреации и курортов в Одесской ОГА
Можно было бы придумать и еще более сложные формулы подсчета, чтобы уменьшить погрешность, но и получаемый сейчас результат намного точнее того, чем располагала область раньше. Мониторинг от Киевстара насчитал за год 3 млн туристов. А значит, если брать по самым скромным оценкам (например, у кого-то может быть две карточки, кто-то ездил туда-сюда по делам) и экстраполировать эти цифры в масштабе Украины, то можно говорить о 5 млн туристов, которые побывали в Одесской области за год.
Что это дает
Результаты мониторинга публикуются в открытом доступе и дальше их в маркетинговых целях используют компании, связанные с туризмом. Big Data позволяет понять, в каких регионах (и странах) туристический бренд Одесской области представлен хорошо и там достаточно поддерживать знание о нем на том же уровне, а где необходимы дополнительные маркетинговые активности вроде посещения отраслевых выставок, рекламы, работы с туроператорами, чтобы качественно поднимать туристическую привлекательность региона.
По динамике посещения области гостями видно, что высокий сезон в ней держится преимущественно в июле и августе. Эта информация может быть полезна как для работы над расширением «сезонности» региона, так и для проведения активностей для массовой аудитории в определенный период.
ОГА не может повлиять на гостиничный бизнес, так как он реагирует на спрос. Но вот учесть мониторинг Big Data и договориться с «Укрзализныцей» о запуске поезда на юг Одесской области — в направлении популярных курортов Затока и Сергеевка, куда раньше можно было попасть только на электричке или по автомобильной дороге, – это оказалось властям по силам. И хоть полученные данные стали не единственным аргументом, но они существенно укрепили позицию властей в этом вопросе. Так что теперь гости региона уже могут воспользоваться услугами состава Киев-Измаил, который курсирует на постоянной основе с осени 2016 года.
Своим опытом по использованию результатов телеком-мониторинга одесские власти поделились с коллегами из других областей. По их словам, там тоже заинтересовались анализом Big Data для пользы своих регионов — на сегодняшний день похожие запросы уже сформированы в Херсонской (на уровне города) и Винницкой областях.
Что еще можно узнать
Помимо туристических потоков мобильная связь дает возможность анализировать миграцию населения внутри страны — из городов-сателлитов в крупные центры, отслеживать транзитных посетителей и т.д.

Долгосрочный сбор больших данных и их анализ позволяют не только оценить ситуацию и увидеть существующие проблемы, но и дают возможность сделать прогноз на будущее – что будет пользоваться спросом у населения, где возрастет нагрузка на инфраструктуру и что можно сделать, чтобы решить эти задачи наиболее рационально. В развитых странах мира (например, в Южной Корее, о которой мы уже рассказывали) Big Data используется не только для принятия решений о запуске новых государственных услуг, но и для их дальнейшей корректировки. Там экономят значительные средства бюджету, точечно направляя ресурсы туда, где необходимы улучшения.
Желание Одесской ГА упорядочить, систематизировать и проанализировать данные по потоку туристов говорит о том, что регион развивается и заинтересован в том, чтобы меняться к лучшему - создавать более комфортные условия для своих гостей, учитывать их предпочтения и предлагать новые качественные сервисы взамен устаревшей инфраструктуры. В конечном итоге это огромный плюс для всей нашей страны. И я уверен, что со временем будет появляться все больше таких проектов, в основе которых окажутся большие данные и их тщательный анализ.
Владимир Остащук
Директор по работе с государственными предприятиями Киевстар
Big Data — это как набор кубиков Lego. Каждый кубик по отдельности не представляет собой практической ценности. Но в составе цельной конструкции — это элемент, без которого не обойтись, чтобы дом стал домом, самолет — самолетом и т.д.
У телеком-операторов огромный поток данных, которые при правильном использовании могут принести большую пользу. Главное — понимать, что вы хотите получить и задать правильный вопрос.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda