Сегодняшние креативные компании тяжело работают, чтобы скрыть некреативный труд, который позволяет им работать. Пока “креативность” представляют панацеей для нашего разделенного на офисные боксы мира, это часто приводит к ограничению внимания к вещам, из которых состоят мечты. Это идет в ущерб тем, кто удерживает компанию на плаву. Редакция AIN.UA приводит перевод заметки адъюнкт-профессора университета Нью-Йорка в Шанхае Элиота Гаттегнье об этой проблеме.
В 2000 году мы читали книги, которые обещали, что “корпоративными победителями следующего века” станут бизнесы, которые “используют каждую толику креативного таланта, которым обладают”. К 2013 года мы беспрерывно поглощали статьи о “12 странных вещах, которые делают технологические компании, чтобы поощрить сотрудников”. В прошлом году мы наблюдали запуск духов, которые должны способствовать креативности.
Не поклоняемся ли мы фальшивому богу? Многое из того, что проходит как “креативное” на рабочем месте кажется подозрительно поверхностным (кресла-мешки, безлимитные суши и прочие “плюшки”). Хотя это может изменить план офиса, это едва ли повлияет на работу, особенно для сотрудников более низкого уровня.
Когда они сидят за рабочими местами (или перед ноутбуком в переговорке), действительно ли они отпускают свое воображение в свободное плавание? Или они ФОКУСируются на конкретных задачах, необходимых для работы компании? Обычно это последнее. В конце концов, кто-то должен дебажить код и заполнять таблицы. Умные менеджеры и руководители должны понять, что никаким количеством креативности не заменить менее гламурную (а иногда механическую) работу, которая заставляет компанию функционировать. Давайте начнем отдавать должное и не креативным должностям.
Креативность – серьезная инвестиция
Взгляните на некоторые из невероятно “креативных” продуктов нашего времени и вы увидите, что творчество похоже не на вспышку света, а на длительное путешествие улитки. Взгляните на Pixar, чьи фильмы постоянно хвалят за их видение, юмор и сердечность, не говоря о невероятной анимации. Но такие действительно креативные продукты требуют четырех-семи лет работы, а сам процесс – невероятно трудный. Каждый проект должен пройти путь от наброска, до раскадровки, до процесса моделирования, компоновки,.. думаю, вы поняли суть.
Почти за каждым креативным проектом стоит огромное количество тренировки и усилий, не важно, каким быстрым может казаться успех. Джазмену-виртуозу, выдающему фантастическую импровизацию, здесь и сейчас потребовались годы практики, чтобы выдавать такую игру. Столько времени на создание чего-либо – обычно не то, что могут себе позволить компании без значительных инвестиций. Но вложения в креативных сотрудников этого стоят, верно? Не обязательно.
“Богема” не платит по счетам
Когда некоторые компании нанимают “интернет-детей” с идеальными профилями в Reddit и Instagram, стало трендовым рассматривать “креативность” как подходящую для позиции черту саму по себе. Но данные показывают, что это не так. Исследование журнала Economic Geography пришло к выводу, что уровень образования работника, а не креативность, создает больше выигрыша в продуктивности, которую ассоциируют с так называемым “креативным классом”. “Богема” (как исследователи называю креативных людей без высшего образования) на самом деле вносят меньший вклад, чем некреативные, но образованные сотрудники в целом. Хотя существуют и исключения, в целом, образование, а не креативность, действительно влияет на эффективность труда.
Менеджеры могли получить этот урок от креативных сотрудников. Известный писатель Харуки Мураками привел отличный пример того, как важны тренировки для креативной жизни. Его мемуары “О чем я говорю, когда говорю о беге”, по сути, одна расширенная метафора, сравнивающая бег на длинные дистанции с написанием романов. Он утверждает, что для людей искусства “фокус и выносливость” почти так же важны, как и талант. Их значительно проще достичь, “поскольку получить и отточить их можно через практику”. Для Мураками креативность – начальная точка на пути доведения проектов до конца. По-настоящему креативному человеку нужны практика и непреодолимая трудовая этика.
Месседж прост: не позволяйте безупречному Instagram-профилю потенциального сотрудника затмить его скучное резюме. Для большинства позиций работодателям требуются люди, которые в первую очередь квалифицированы, а уж потом креативны. Убедитесь, что люди готовы внедрять свои прорывные идеи посредством тяжелой работы.
Креативность требует контроля
Компании, которые хотят способствовать креативности сотрудников в ущерб другим полезным качествам, могут столкнуться со сложными компромиссами в будущем. Исследование журнала Accounting, Organizations and Society обнаружило, что чем больше компания полагается на креативность сотрудников, тем больше контроля она должна осуществлять над потенциально неправильным поведением. В противном случае, сотрудники могут настолько сфокусироваться на индивидуальных задачах, что потеряют из виду цели команды и компании. Не удивительно, что многие организации ограничивают “творческую обстановку” кресло-мешками – справляться с гиперсфокусированными креативными сотрудниками, которые не соблюдают дедлайны компании, – слишком ненужная проблема.
Даже в Google – путеводном светоче движения “творчество на рабочем месте” – некоторые глубоко почитаемые практики стали неустойчивыми. Помните мифическое правило, что сотрудник может тратить 20% рабочего времени (целый день рабочей недели) на собственные проекты? Эта политики привела к созданию Gmail. Но бывшая сотрудница Google и CEO Yahoo! Марисса Мейер сорвала покровы с этого явления, сказав: “Мне нужно сообщить вам грязные маленький секрет о правиле 20% времени Google. На самом деле это 120% времени”.
В последние годы Google отказалась от этой идеи, переключившись на инновации сверху вниз – проекты, одобренные менеджерами. Некоторые утверждают, что такая попытка контроля инноваций навредит культуре свободной креативности компании. Это сложный вопрос, лежащий между магией и реальными делами. Неконтролируемое творчество может привести к потере сотрудниками целей компании; контролируемое творчество вообще не креативно.
Оба эти утверждения не говорят о том, что креативность не имеет ценности для рабочего места. Кто-то может прийти к следующему Gmail так же, как кому-то нужно заполнять таблицы и отвечать на телефонные звонки. Но креативность не должна восприниматься как панацея, быстрый и поэтичный путь к успеху.
Сегодня, во время найма, умные компании должны смотреть на разнообразие не только по возрасту, полу или расе, но и типами личности – креативные против не креативных, интроверты против экстравертов, инноваторы свободного полета и работники с закатанными рукавами. Возьмите Slack – в компании интересно сочетаются люди творческих типов (сооснователь имеет степень по философии) и инженеры, что привело к успеху компанию и ее вездесущее ПО для совместной работы.
Штука в том, чтобы убедиться, что все сотрудники, не только воодушевленные и яркие мечтатели, ценились и поощрялись согласно их вкладу в компанию, ее продукты и культуру. Зачем вообще проводить линию между творческими и некреативными людьми? Поверхностные эффекты не должны оцениваться выше инженерной работы – возможно, одной из наиболее захватывающих и творческих профессий, появившихся в наше время. Слишком фокусируясь на креативности, менеджеры могут быстро оказаться посреди офиса, полного креативного шума, неспособного на реализацию.