Как работает кэшбек и почему
он непопулярен в Украине
АВТОР: НИНА ГЛУЩЕНКО
В последнее время программы лояльности значительно изменились. Если раньше это были преимущественно скидки «здесь и сейчас», то теперь — отложенные вознаграждения и кэшбеки. Редакция AIN.UA разбирается в том, что же такое эти кэшбеки и как они работают?

Материал подготовлен при поддержке «Альфа-Банк Украина»
Что это значит?

Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя.
1.
О чем речь?
Кэшбек – это процесс возврата части средств от покупки, и, по сути, один из видов программы лояльности. Происходит в счет комиссии за покупку, совершенную пользователем.
2.
Кому выгодно снижать свою комиссию?
Популярная схема – когда один какой-нибудь интернет-магазин или сервис платит другому, который разместил информацию о нем, за всех клиентов, которые пришли и совершили покупку. Это своего рода партнерская программа: магазин дает небольшую скидку, но получает партнера, готового привлекать больше покупателей и вкладываться в маркетинг.
3.
Например?
Так Booking через партнерскую программу платит комиссию сайтам путешествий, которые размещают ссылки с метками или баннеры бронирования. Эти сайты могут забирать всю комиссию себе или предлагать клиентам напрямую какую-то часть в виде кэшбека. Дальше речь может идти о реальных деньгах или их эквиваленте в сервисе.
4.
Хорошо, а я могу на этом экономить? Или это только b2b-история?
Безусловно, можете. Если вы часто покупаете в интернете на крупных торговых площадках, узнайте, есть ли у них кэшбек (у таких ресурсов, как Aliexpress, Gearbest, eBay точно есть) и как его получить. В интернете есть много сервисов, которые консолидируют кэшбеки разных торговых площадок и позволяют пользователю таким образом возвращать деньги быстрее. Разумеется, за свою комиссию.
5.
Так легко? А где подвох?
Средства зачисляются не сразу, а через какое-то время. Например, если речь идет о сервисах бронирования жилья, то они выплачивают деньги только после заселения клиента, и то через несколько дней (у Booking речь идет о паре месяцев). Также какое-то время уходит и у торговых площадок на проведение транзакций, подтверждение, проверку безопасности и т.д.
6.
А моя семья может накапливать деньги вместе со мной?
Безусловно, если речь идет об интернете. Чтобы площадка «знала», кто именно привел ей клиента, она предоставляет партнеру специальные меченые ссылки. Такие ссылки вы можете дать своим близким и объяснить, как это работает и зачем это нужно.
7.
А если они захотят совершить покупку не сразу?
Когда клиент приходит по меченым ссылкам, система сохраняет его cookies (фрагмент данных, который позволяет идентифицировать пользователя в дальнейшем). В зависимости от условий конкретного сервиса или магазина, cookies могут храниться сутки, несколько дней или даже месяцев. То есть если клиент пришел, но не сделал покупку сегодня, он не пропал для партнера. Если он вернется на площадку в течение того времени, пока хранятся cookies, он все равно принесет ей деньги.
8.
Хорошо, это понятно. А как мне забрать деньги?
Тут все зависит от того, по какой схеме все работает. Если вы пришли с сайта авиакомпании на сайт бронирования жилья и вам обещают «плюшки» на следующее бронирование, значит вы их получите в аккаунте того сервиса, который вас привел. В живые деньги их никак не превратить.

Если речь идет о площадке, которая консолидирует программы лояльности разных сервисов и возвращает «живые» деньги, то у нее в правилах прописано, как можно выводить деньги и какая комиссия за это снимается. Обычно это аккаунт PayPal и банковский перевод, также может идти речь о других электронных деньгах, например, Webmoney.

Так как в Украине электронные деньги не очень в ходу, для обналичивания этих средств подойдет только банковский перевод. Сразу обратите внимание на комиссию — возможно, выгоднее будет их потратить тут же на услуги площадок, которые и предоставляют кэшбек.
9.
Окей, а как это работает в офлайне?
Тут опять-таки может быть много сценариев. Например, ваш банк возвращает вам деньги на бонусный счет при оплате в определенных торговых точках, список можно узнать на сайте или в контакт-центре. Размер бонусов в процентном выражении может существенно отличаться в зависимости от точки.
10.
А мне тут банк предлагает ко-брендинговую карту с авиалиниями, говорит, смогу мили копить. Это тоже кэшбек?
Да, и это тоже кэшбек, но работает немного иначе. Вы тратите деньги с карточки, но они конвертируются в мили в рамках программы лояльности авиаперевозчика. Мили вы потом можете обменять на услуги этой авиакомпании (например, такая программа есть у «Альфа-Банка» и МАУ) — апгрейд класса обслуживания, услуги на борту или даже бесплатный билет.

В Украине подобные программы большая редкость, а вот в США встречаются практически повсеместно. О том, как это работает, недавно рассказывало издание Bloomberg.

Банки платят авиакомпаниям за мили, которые получает клиент, определенную сумму. В статье Bloomberg об американском рынке речь идет о 0,5-2,5 центах за милю. Для крупных американских авиакомпаний это может выливаться в сотни миллионов долларов доходов в год. А для Delta Airlines партнерская программа с банком American Express к 2021 году будет приносить по $4 млрд в год и расти на $300 млн ежегодно. Банки зарабатывают на том, что клиенты пользуются их услугами.
11.
А если я не летаю, на какой кэшбек от банка могу рассчитывать?
Банки используют кэшбек для привлечения внимания клиентов к новым услугам или работе в нетипичных для себя сферах. Например, у «Альфа-Банка» есть программа кэшбека для оплаты в разных типах торговых точек (супермаркетах, аптеках, АЗС) для владельцев карт «Максимум Platinum», «Максимум Готівка», «Еко-Максимум», «Alfa Connect», «Alfa Sky Pass World», «Alfa Sky Pass Platinum» и кредитной карты «Фокс Клуб». Кроме того, ряд карт подразумевает бонусы на мобильный счет в рамках партнерской программы банка и мобильного оператора Vodafone.
12.
Так а что насчет популярности? Почему кэшбеки непопулярные в Украине?
В странах с развитыми банковскими услугами клиенты не боятся оплачивать покупки в онлайне и офлайне при помощи банковских карт. Кроме того, украинский пользователь в среднем не привык платить за услуги банка, например, ежемесячный тариф за обслуживание карты. Помним, что кэшбек — это возврат средств от комиссии, и поэтому чем меньше банк зарабатывает на своих клиентах, тем меньше он способен их поощрять бонусами и возвратами средств.

В то же время в интернете кэшбек — это уже достаточно распространенная модель поощрения покупателей, и пользуетесь вы ею или нет — зависит только от вас.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda