История стартапа «Дом юриста»: как украинские предприниматели научились получать юридические услуги в интернете

6051

«Дом юриста» — украинский юридический стартап, который позволяет предпринимателям и собственникам малого бизнеса существенно экономить финансы на юридическом обслуживании своей деятельности. Каждый месяц ресурсом в целом пользуется более 150 000 человек, а сервисом «Проверь свой договор» в среднем 320 частных предпринимателей. 

От идеи к основанию

Мысли про автоматизацию базовых юридических услуг пришли к нам еще в 2007 году. Тогда мы подумали, что было бы невероятно удобно, если бы предприниматель или собственник небольшого бизнеса мог получать правовую помощь самостоятельно, перед экраном своего ноутбука, и все это было доступно в финансовом плане. Аналогичные ресурсы уже более 30 лет работали на американском рынке. Так как мы не знали язык программирования, а кроме видения результата у нас ничего не было, считаем огромным везением знакомство с Александром Полховским — программистом, который перевел все наши идеи в код и создал функциональный на то время сайт.

Сначала основная идея заключалась в том, чтобы предоставить бизнесмену возможность зайти на сайт и скачать качественный прототип нужного документа, который был необходим ему для своей деятельности в пару кликов. То есть, идти к юристу и платить в 4 раза больше за то, что тот возьмет заготовку и «накидает» туда информацию клиента, больше не требовалось.

Проект был запущен. Но, как оказалось потом, основным недостатком было то, что документ нельзя было посмотреть и потребители нам не доверяли. Для этого его нужно было купить. В тот момент мы про это не думали и продолжали своими силами раскручивать и улучшать проект, не обращая внимания на низкие показатели и маленькую прибыль. Однажды мы даже решили на центральных улицах Харькова поставить бигборды с нашей компанией. Да, это было глупо и абсолютно бесполезно, но как мы тогда порадовали свое эго! 

Также мы абсолютно не занимались маркетингом, а сейчас нам известно, что продвижение — это 60% успеха проекта. Ведь идея может быть невероятно полезной, но если про нее никто не знает, если продукту не доверяют, она не выйдет на широкий рынок. Через какое-то время мы не видели результатов своих усилий и «отпустили» идею.

Почему у нас не получилось?

Во-первых, тогда мы еще не знали свою целевую аудиторию, а предлагали продукт всем, что в конечном итоге привело к непониманию основных потребителей. Да, на первом месте у нас были бизнесмены, но еще мы рассчитывали на юристов, бухгалтеров, кадровиков и создавали продукты сразу для всех. С такой проблемой столкнулись не только мы. Большинство компаний отталкиваются от своих собственных потребностей, а интересы клиента ставят на последний план. Проанализировав данный подход во второй версии проекта, мы можем с уверенностью сказать, что концепция любого стартапа (идеи) должна быть построена так: 1. Потребитель —> 2. Идея —> 3. Проект. Только так.

Во-вторых, тогда мы не были преданы проекту, не занимались им постоянно. Помимо него у нас была своя профессиональная юридическая карьера. Для того, чтобы стартап стал успешным, необходимо верить в него больше, чем во все прочее. Нужно испытывать и привносить огромную страсть в свое дело, любить его. Стараться сделать его как можно лучше, думать о новых идеях, развивать и вскоре все окружение «заразится» вашей страстью, как лихорадкой. Тогда у нас этого не было. И, как результат, вскоре и не было проекта.

А еще наша команда совсем не уделяла внимание маркетингу, продвижению проекта. Вторая версия проекта оказалась более успешной в том числе и благодаря продвижению, импульс которому и сегодня задает Никита Смотров. Наверное, мы даже не знали как тогда этим заниматься, ведь социальные сети только набирали оборот. В конечном итоге, идея «Дом юриста» провалилась и проект остановился до 2015 года.

Все сначала: смена бизнес-модели компании

В начале 2015 года сооснователь проекта Олег Смотров посетил курс одного из самых влиятельных бизнес-футурологов мира Адриана Сливоцкого, который приезжал к нам во Львов. Он рассказывал о построении бизнес-модели, которая позволяет проекту двигаться дальше в период неопределенности. Это стало отправной точкой нашего второго «путешествия». Мы решили составить карту проблемных точек клиента и с нуля попробовать создать «Дом юриста» еще раз.

Тогда наша команда состояла из всего нескольких человек. Должностей у нас не было, потому что должности — это зло. Мы уверены, что для лидерства они не нужны, а проект будет двигаться только тогда, когда каждый будет стремиться самостоятельно принимать решения и нести за них свою ответственность.

В новой версии «Дома юриста» мы решили полностью открыть доступ ко всем документам, чтобы каждый желающий мог их пересмотреть, прочитать и даже переписать. Переписывать в среднем 8000-9000 символов было немного трудно, однако бывали и такие случаи.

«Пускай каждый сам выставляет цену за документ, который он покупает?» — так звучала наша идея, которая провалилась тогда, когда все оценивали документы в 1 гривну! Логично, ведь предприниматели не знают, что у обычных юристов стоимость иногда перескакивает за четырехзначное число. Перед работой мы каждый день пили кофе. «Было бы хорошо, если бы нам оплачивали кофе!», — подумали мы тогда. И решили ставить за все документы такое вознаграждение, которое бы позволяло нам оплачивать себе фирменный капуччино в «Львівській кав’ярні» недалеко от офиса.

У нас есть небольшой доход от сервиса «Проверь свой договор», однако мы сразу же вкладываем его в новые продукты под брендом «Дом юриста».

Действительно успешной оказалась идея к каждому документу добавлять комментарии и рекомендации настоящих успешных адвокатов, которые бы помогали предпринимателям лучше ориентироваться в документе. Возможность понравилась клиентам и мы решили ее улучшать. А еще она сделала наш ресурс более популярным.

Со временем к команде присоединились дизайнеры со Львова, а еще приняли в команду отменного программиста. Общими усилиями за 1 год мы сделали «Дом юриста» одним из самых посещаемых и популярных юридических сервисов в Украине.

Прорыв

Настоящим прорывом стал наш следующий сервис — «Проверь свой договор».

Как это работает? Обычно предприниматели самостоятельно не могут оценить, защищены ли их интересы при подписании каких-либо договоров. В сервисе мы позволили в онлайн-режиме отправить свой договор на проверку профессиональным юристам, которые его проанализируют, вставят свои правки, выпишут комментарии, рекомендации и в целом скажут, можно ли такой договор подписывать. Будут ли интересы предпринимателя, или же его компания, в безопасности. Нам удалось привлечь юристов по договорному праву из лучших юридических фирм Харькова. С того момента мы смогли одновременно выполнять больше заказов, а еще действительно гарантировать предпринимателям качественные услуги.

Сразу после запуска такого сервиса и небольшого продвижения мы получили первых клиентов. Однажды утром мы даже увидели сразу 23 заказа на проверку договора, которые необходимо было выполнить за 2 дня. Но юристы успешно справились.

Чему мы научились?

Самое главное в компании — это эмоции, которые она способна вызвать у своих потребителей. В этом то и, по сути, вся ее ценность и прочность. В команде мы создали некую корпоративную книгу, где прописаны все наши основные ценности и то, к чему мы должны стремиться все свое существование. Также мы постоянно должны принимать и поощрять изменения. Быть растущей компанией в чем-то означает постоянно меняться.

Все наши правила в корпоративной книге прописаны таким образом:

  1. Вызывать wow-эффект своим обслуживанием;
  2. Принимать и поощрять изменения;
  3. Создавать веселую и немного неформальную обстановку;
  4. Любить приключения, творчески и нестандартно мыслить;
  5. Поощрять развитие и обучение;
  6. Строить в компании открытые и честные взаимоотношения путем обмена информацией;
  7. Создавать позитивный командный дух и семейную атмосферу;
  8. Делать больше меньшими средствами;
  9. Быть решительными;
  10. Быть скромными.

Сегодня команда работает над новыми сервисами, которые в дальнейшем будут уже больше облегчать деятельность предпринимателей и собственников малого бизнеса. Мы уверены, что юридические услуги должны быть доступными. Пока у нас все получается.

Автор: Никита Смотров, основатель компании «Дом юриста»

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск