Мнение: даже если капитализация Apple превысит $1 трлн — это ненадолго

11119

Apple давно считается фаворитом в негласном соревновании за звание компании, чья рыночная стоимость превысит $1 трлн. Она уже преодолела рубеж в $800 млрд и уверенно идет дальше: готовит к осеннему релизу новое поколение iPhone, а совсем скоро презентует обновление операционных систем. Однако, по мнению журналиста портала Wired Захари Карабелла, тень корпоративного упадка уже подкрадывается к технологическому гиганту — и не дает Apple поводов для уверенности в будущем. 

Несмотря на текущее положение, Apple остается очень уязвимой на ближайшие годы, если не сменит корпоративную структуру. Сейчас она делает устройства. Производит реальные продукты. Да, вместе их связывает фирменная операционка. Но софт Apple зависим от хардварной базы — он запускается только на Apple-устройствах. Это делает компанию похожей на производственных гигантов XX века. Даже триллионная оценка не даст такому бизнесу бессмертия.

Никаких гарантий

Доминирующее положение тоже не имеет значения. Сейчас в мире более 700 млн пользователей iPhone, не говоря уже о сотнях миллионов других, с фирменными планшетами и компьютерами. И хотя общая рыночная доля немного сокращается под давлением конкурентов, реальные показатели по-прежнему растут.

Но сравните-ка список Fortune 500 образца 1955 года с современностью. По состоянию на прошлый год, только 12% гигантов середины XX века сохранили свою прописку в рейтинге. В первой двадцатке, например, не растеряли значимость и прибыльность General Motors, Exxon и General Electric. В то же время US Steel переживает серьезнейшие сокращения, а кампания Armour, занимающаяся поставками мяса, вообще прекратила существование.

В общем, с тех пор дела только ухудшились. К примеру, Chrysler и GM по-прежнему остаются серьезными компаниями, однако уже стояли на грани банкротства и ликвидации; General Electric и IBM пришлось перевоплотиться, чтобы продолжить существование. Сейчас они имеют слабое отношение к тому, что продавали 50 лет назад. Как Apple перевоплотится в ближайшем будущем непонятно — она не слишком беспокоится о сохранении эффективности.

Один простой урок, который постоянно забывает человечество, заключается в том, что пребывание на вершине обычно не затягивается надолго. Журнальные обложки, забитые историями успеха современников, очень быстро становятся устаревшими (хотя и самим журналам приходится непросто, откровенно говоря). Размер и рыночная доля мега-корпораций не гарантируют, что эти показатели удастся сохранить в будущем, вне зависимости от значимости франшизы, или сопутствующего ее смысла.

Смыслы и сети — современные «баззворды» технического успеха. В этом Apple пока кажется недостижимой, но со странными перспективами на будущее. Она построила ряд приложений, работающих внутри экосистемы Apple, а также заручилась сильной поддержкой пользователей. Однако, схема ее деятельности не очень обнадеживает: компания продает устройства, на которых затем можно использовать приложения.

Будущее — опасно

Мир быстро приближается к ситуации, в которой устройства начнут рассматривать утилитарно. В течение грядущего десятилетия гаджеты станут взаимозаменяемыми, менее дорогими, более производительными. Они будут проводниками к ряду сервисов, которые перетянут на себя основную часть доходов.

И в то же время, проприетарная экосистема Apple становится все менее закрытой. Пару лет назад, если ваша семья использовала iPhone, Mac, и iPad, боль от перехода на Windows или Android была достаточно внушительной. Совместимости почти не существовало. Но поскольку Apple становится крупнее, она открывается, и покупатели вовлечены в этот процесс. Все больше приложений и сервисов полагаются на облачные технологии, позволяющие использовать их на ряде девайсов сразу.

Совершенно непонятно, что Apple делает ради защиты от подобной тенденции. Да, это чрезвычайно прибыльная компания, зарабатывающая по несколько миллиардов каждую неделю. Но та же Alphabet/Google пытается снизить свою зависимость от доходов от поиска, а Microsoft работает над заменой доходов от Windows. Обе эти компании еще не смогли найти новую золотую жилу, однако они имеют преимущество, заблаговременно получив прописку в новом цифровом мире. В то же время Apple привязана к выпуску девайсов, которые стремительно устаревают.

Компании, которые смогли просуществовать на протяжении десятилетий, стали жалкими тенями прошлого — взгляните хотя бы на автомобильный рынок. В противном случае им приходилось полностью менять подход к работе. IBM прошла путь от производителя высокотехнологичных вычислительных машин до продажи сервисов и технологических решений, хотя и сохранила «железное» подразделение. Сейчас она пытается найти еще одно перспективное направление. General Electric прошла сквозь несколько итераций и хотя ей не стоит опасаться выхода из бизнеса, у нее другие вызовы — международная конкуренция и падение маржинальности. Какой план у Apple в мире, который развивается по модели, отличной от принципов ее работы?

При этом журналист признается, что и сам инвестировал в акции Apple: это хорошее вложение, от которого он не намерен отказываться. Почему? Потому что в ближайшие время все смотрится так, будто Apple действительно пересечет триллионную отметку, а вовсе не погибнет. Следующая волна драматических изменений, которая перевернет использование устройств и программного обеспечения, пока даже не появилась на горизонте. На ближайшее будущее Apple продолжит расти и доминировать, прямо как Nokia в 1990-х и начале этого столетия. Правда, этот пример не совсем подходит.

Историческая справка

На пике своего успеха, в 2007 году, Nokia заняла 41% телефонного рынка. Менее десяти лет спустя Microsoft купила ее мобильное подразделение за мизерные $7 млрд, а затем постыдно избавилась от него. Blackberry, у которой сейчас примерно 0% рынка, в 2009 году имела 20%-е присутствие. Apple сейчас имеет меньшую долю, поэтому пространство для роста еще есть. Также у Apple куда лучше развита экосистема в сравнении с этими компаниями. Но у нее по-прежнему остается серьезный вызов: культура секретности.

Технологические инноваторы последнего времени лишь наполовину полагались на свой продукт, в равной степени рассчитывая на историю, которую собираются рассказать. Стив Джобс имел необыкновенный талант, позволяющий изобразить будущее, сконцентрированное вокруг устройств Apple. И эта странная алхимия стала неотъемлемой частичкой образа компании. Однако, несмотря на это, Джобс хотел полностью контролировать нарратив, поэтому у Apple был только его голос, да и тот говорил редко.

Сейчас компанию ведут вперед несколько высококвалифицированных управленцев. Однако они уже не говорят о грядущем развитии экосистемы. Да, этому сопутствуют миллиардные затраты на R&D и на дизайн новых продуктов и сервисов, но дорожную карту инноваций, опирающуюся на видение будущего мира, держат в секрете. Из-за боязни, что такие откровения дадут фору конкурентам. Apple предпочитает показать свои планы лишь в момент релиза нового продукта — ни раньше, ни позже. К примеру, даже несмотря на свою заинтересованность в искусственном интеллекте, присущее каждому игроку Кремниевой долины, никакой конкретики нет.

Примирение с реальностью

Но, как бы не сложилось будущее, Apple наверняка останется одним из главных «агентов изменений» в мире. Она стояла у истоков концепции персональных компьютеров, перевернувшей мир в 90-х, а также запустила новую волну изменений с iPhone. Смартфон стал платформой, раскрывшей нам цифровой мир, и Apple навсегда будет связана с этой эволюцией. Но это вовсе не значит, что она сохранит свои позиции спустя десятилетия — или даже в течение ближайшей декады. Верить, что Apple продолжит доминировать в текущих условиях просто из-за своего положения — значить игнорировать скорость происходящих вокруг изменений и забывать о непредсказуемости будущего.

Напомним, ранее мы рассказывали, какие проблемы стоят перед Google с монетизацией голоса. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск