Sensorama Lab: как устроена лаборатория виртуальной и дополненной реальности
6 апреля на базе TCDC в Киеве открылась лаборатория виртуальной и дополненной реальности Sensorama Lab. Создатели проекта уверены — за технологиями VR/AR будущее и у Украины есть все шансы оказаться в авангарде разработок. Со своей стороны команда Sensorama прикладывает для этого все усилия: уже сейчас ресурсы лаборатории направлены на популяризацию технологий, обмен опытом, создание активной VR/AR коммьюнити и поддержку идей молодых команд в акселераторе. Редакция AIN.UA посетила Sensorama Lab и выяснила, как команда работает над воплощением задуманного.
Материал подготовлен при поддержке TCDC и K.Fund.
Что это значит?
Нативная реклама — материал/серия материалов, которые подготовлены журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и были выпущены при поддержке рекламодателя.
Справка о компании
Основатели: Сергей Терещенко и Кирилл Покутный

Чем занимается: лаборатория разрабатывает проекты с использованием AR/VR технологий и других интерактивных медиа, обучает работе с AR/VR, поддерживает развитие новых идей и разработку продуктов в этой сфере

Сколько на рынке: Sensorama Lab существует с сентября 2016 года, команда основателей разрабатывает коммерческие проекты уже 7 лет

Страница: sensoramalab.com
С чего все началось
Идея создания лаборатории виртуальной и дополненной реальности Sensorama принадлежит Кириллу Покутному и Сергею Терещенко. До этого на протяжении семи лет команда занималась коммерческими проектами в сфере интерактивных технологий: производством сенсорных столов и киосков, разработкой программного обеспечения для сенсорных поверхностей, мобильными приложениями, приложениями дополненной реальности, распознаванием объектов и образов, проекционными системами, решениями с использованием NFC/RFID-меток и другими разработками.
Кирилл Покутный и Сергей Терещенко
По словам Сергея, сразу оценив потенциал виртуальной реальности, компания начала работать с ее применением еще в 2013 году, как только первый шлем Oculus Rift стал доступен после успешного фандрайзинга на Kickstarter.

С тех пор командой было создано множество проектов с использованием технологий виртуальной, дополненной реальности и видео 360 (один из самых известных проектов команды в этой сфере — Chornobyl360). За время существования компании ее клиентами стали Microsoft, Intel, Samsung, Coca-Cola, Pepsi, Nestle, Audi, Range Rover, Volkswagen, Novarka и другие.

«Растущее количество проектов требовало расширения команды. Но найти VR/AR-разработчиков оказалось достаточно сложно - готовых профессионалов этого профиля в Украине не было. Тогда мы решили, что можем обучить новое поколение специалистов, передавая им наш колоссальный опыт в этой сфере. Так пришла идея создания лаборатории с фокусом на AR/VR/MR & immersive media», — говорит Сергей Терещенко.
Как функционирует лаборатория
В помещении Sensorama Lab сосредоточено оборудование и постоянно находятся специалисты, готовые демонстрировать возможности виртуальной реальности, консультировать и обучать работе с VR и AR. Это касается не только разработчиков: AR/VR помогает оптимизировать любую сферу человеческой жизни, будь то бизнес, здравоохранение, производство, образование, архитектура или дизайн. Двери лаборатории открыты для всех, кто видит возможность применения VR/AR-технологий в своей деятельности.

«К нам приходят как студенты с небольшим опытом, так и очень квалифицированные специалисты, которые готовы выделять время на работу над проектами в лаборатории. Мы готовы их обучать, предоставлять доступ к оборудованию и программному обеспечению, оказывать помощь и менторскую поддержку», — рассказывает Оля Дралова (Creator of Opportunities).

В рамках лаборатории проходят обучающие курсы по разработке VR и AR-приложений на базе движков Unity и Unreal, 3D-анимации и моделированию, созданию интерфейсов виртуальной и дополненной реальности, съемке видео 360 и другим смежным направлениям. Курсы проводятся на платной и бесплатной основе: абитуриенты, показавшие лучшие результаты при прохождении тестовых заданий, получают возможность пройти обучение бесплатно.
Образовательные программы построены по принципу project based learning: студенты работают над реальными проектами, получая знания и навыки от менторов Sensorama. Кроме того, понимая необходимость максимально вовлекать будущих специалистов в мировое AR/VR-сообщество, лаборатория приглашает лекторов и наставников из других стран. По итогам обучения в Sensorama School выпускники могут присоединится к коммерческим проектам Sensorama и другим компаниям или развивать свои продукты.
Оборудование и доступ к оборудованию
Сейчас в Sensorama Lab используют шлемы виртуальной и дополненной реальности Microsoft HoloLens, HTC Vive, Oculus, Samsung Gear VR и PlayStation VR. Также в лаборатории оборудована «зеленая комната» — Mixed Reality Green Screen Studio. Эта система позволяет демонстрировать зрителям происходящее в реальном времени погружение пользователя в виртуальное пространство.

Команда ведет переговоры с производителями другого оборудования о том, чтобы они предоставили свои образцы. Так разработчики получат в свое распоряжение больше устройств, а вендоры – приложения и контент для новинок, созданный в R&D-лаборатории или на хакатонах. Доступ к устройствам есть у всех членов лаборатории.

В данный момент участников лаборатории отбирают на основе поданных заявок по результатам собеседований. Обязательным условием является наличие необходимых навыков в любой профессиональной сфере (разработчики, инженеры, дизайнеры, художники, сценаристы, режиссеры, психологи, врачи) и желание использовать виртуальную и дополненную реальность. Приглашенные кандидаты могут работать над собственными продуктами, тестируя их в лаборатории, или же присоединиться к одной из существующих команд.
За время существования лаборатория Sensorama разработала ряд уникальных проектов и продуктов: интерактивный документальный фильм в виртуальной реальности Chornobyl360, систему коллективных просмотров VR контента с UniVRsee, шлем для съемки видео 360 от первого лица и многие другие.
Chornobyl360
О Chornobyl360 редакция AIN.UA уже рассказывала ранее. Это интерактивный документальный фильм о чернобыльской катастрофе, ее последствиях и зоне отчуждения. Первый этап проекта включал в себя создание интерактивного видео для VR (контент для него создавался при помощи дронов и камеры для съемки видео 360 с добавлением игровых механик).
Сейчас команда Sensorama работает над второй частью проекта, используя фотограмметрию. «В данный момент реактор накрыт саркофагом, но с помощью дрона мы успели его отсканировать снаружи и теперь работаем над обработкой огромного массива данных. Это даст возможность создать симулятор, где специалисты смогут тренироваться проводить все необходимые работы в виртуальной реальности, что поможет им работать увереннее и быстрее в реальных условиях», — объясняет Терещенко. Этой разработкой уже заинтересовались на других атомных станциях.

Первая часть проекта, документальный фильм Chornobyl360, доступен на английском и украинском языках и адаптирован для школьников. С его помощью Sensorama помогает имплементировать новые технологии в школьное обучение. Технологии превращают видео в интерактивный опыт, позволяя зрителю полностью погрузиться в виртуальную среду атомной станции, что (если говорить об образовательной функции) способствуют лучшему усвоению информации.

Проект Chornobyl360 стал площадкой для оттачивания новых технологий и идей лаборатории. Необходимость запускать фильм одновременно на нескольких устройствах побудила создателей заняться разработкой системы коллективных просмотров, получившей название UniVRsee.
Система коллективных просмотров UniVRsee
UniVRsee применяется в разных проектах и используется компанией Samsung. Это же программное обеспечение используется в Multiplex VR Cinema – первом кинотеатре виртуальной реальности. «Это первое решение такого формата в Украине и в мире: в существующем кинотеатре отдельный зал полностью отведен для показа видео в виртуальной реальности. Билеты на VR-показ можно купить в кассе или на сайте кинотеатра», — рассказывает Сергей. До конца года команда совместно с партнерами запустит такие кинозалы в Германии, Израиле, Нидерландах и ОАЭ.
Кроме того, UniVRsee является дистрибьютором контента для VR-кинозалов и предоставляет производителям площадку для заработка: команда заключила соглашение на показ видео участников известных международных фестивалей Sundance, Tribeca, с каждого показа авторы контента получают отчисления.

Управление воспроизведением VR-контента на количестве до 100 шлемов происходит с одного смартфона или ноутбука. Для демонстрации контента используются шлемы Samsung Gear VR (у компаний несколько совместных проектов), хотя приложение UniVRsee универсально и работает на любых платформах.
Проект «Молодежь и медиа» и шлем для съемки видео от первого лица
Один из недавних проектов, воплощенных в сотрудничестве со швейцарскими партнерами по заказу Министерства внутренних дел Швейцарии — видео для социальной кампании «Молодежь и медиа» (Jugend und Medien), призванной обратить внимание детей и родителей на опасности, существующие в мире цифровых технологий. Каждый из 6 эпизодов серии посвящен разным темам: безопасности в сети, игровой зависимости, доступе к запрещенному контенту и т.п. Зритель видит мир глазами ребенка, главного героя истории. Для этого проекта Sensorama разработала продукт — шлем для съемки от первого лица.
По договоренности с партнерами этот контент будет в скором будущем адаптирован для украинских школьников.

Кроме коммерческих проектов, команда также вовлечена в ряд социальных инициатив и разрабатывает арт-направление.

Социальная активность.
Sensorama Lab сотрудничает с киевским онкоцентром и проектом «Арт-друзі», который проводит занятия с детьми с аутизмом. Детям в онкоцентре команда показывает познавательные фильмы и мультфильмы в виртуальной реальности, а детям-аутистам дает возможность рисовать в VR. Sensorama работает над привлечением к этому направлению специалистов-психологов, которые смогут исследовать влияние такого рода занятий на детей.

Арт. Создатели лаборатории уверены, что изобразительное искусство обладает большим потенциалом в виртуальной реальности. Команда лаборатории реализовала несколько арт-проектов для привлечения интереса к этому направлению. Sensorama является представителем и организатором международного фестиваля виртуальной реальности Kaleidoscope в Украине, и соорганизатором проекта «I wish I knew Ambience» — выставку искусства, созданного в виртуальной реальности. В планах Sensorama — проведение воркшопов с использованием возможностей 3D-печати, запуск арт-резиденции, проведение перфомансов и других арт-ивентов.
Перспективы
«Объем рынка технологий AR/VR к 2020 году составит 150 млрд долларов, и эти технологии изменят многие индустрии — появится большая необходимость в киллер-приложениях и командах, способных их создавать. Sensorama Lab открыта к сотрудничеству со специалистами, клиентами, инвесторами и партнерами, которым интересны AR/VR-технологии и которые готовы инвестировать в будущее», — подытоживает Сергей Терещенко.
Узнайте больше о:
Центре развития технологических компаний: В поисках своего Цукерберга.

Программе обучения для резидентов Be tech. Client focus strategy: IT-аутсорс vs. свой продукт: что больше нужно Украине?

Подробнее о TCDC о TCDC.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda