На пути в Европу: как Shell следит за качеством топлива своей сети в Украине

10281
1

Наряду с состоянием дорог и почтенным возрастом автопарка, качество топлива на заправках остается для украинских автомобилистов одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем. 

Евротопливо по украинским ценам

Из основных позитивных тенденций последних лет стоит отметить введение стандарта Евро-5, которое сыграло важную роль в повышении планки качества топлива у ритейлеров. Оперативность и возросшая частота проверок АЗС дают ведущим брендам гарантию того, что потребитель, будучи уверенным в постоянстве характеристик топлива, будет регулярно заправлять авто на фирменных заправках, тем самым демонстрируя лояльность марке.

В то время как стоимость топлива с точки зрения локального потребителя неуклонно растет, в европейском измерении Украина по-прежнему находится в группе стран с наиболее доступным безином и дизтопливом. Для сравнения, в странах-соседях по Восточной Европе 95-й бензин стоит от 1 до 1,3 евро за литр. А вот в Италии и Нидерландах за тот же объем придется отдать до 1,6 евро, что почти вдвое превышает украинские расценки.

С одной стороны, готовясь к первым автопутешествиями без виз летом 2017-го, украинцы уже морально готовы к более высоким ценам на горючее. Ведь впереди в навигаторе Европа – значит и качество бензина и дорог будет «европейское», есть за что платить. С другой стороны – так ли уж отличается топливо на сетевых заправках по обе стороны границы в 2017 году?

Изменения в стоимости бензина АИ-95 в 2016-2017 гг в Украине. График I.UA по данным Консалтинговой группы «А95»

По данным независимых исследований, за последний год на украинском рынке общая картина качества топлива изменилась в лучшую сторону. Если в начале 2016 года явной была тенденция роста доли некондиционного топлива, то согласно исследованию, проведенному в марте 2017 года Центром потребительских экспертиз, пробы, отобранные на брендовых заправках в регионах Украины, показали полное соответствие стандарту Евро-5.

При этом отмечается прогресс как небольших сетей АЗС, так и отечественных производителей нефтепродуктов, которые в сложных экономических условиях стремятся соответствовать евростандарту и создавать таким образом конкурентоспособную альтернативу импортируемой нефтепродукции. Существенным фактором роста качества является развитие систем и технологий контроля со стороны топливных компаний, в этом направлении на рынке Украины компания Shell является одним из успешных первопроходцев.

Как осуществляется контроль?

Стандартный отбор топлива для анализа его характеристик – кропотливый, дорогостоящий и трудоемкий процесс с заведомо высокими требованиями к качеству. Решение задачи оперативного контроля и регулярного мониторинга развитой сети АЗС лежит вне его плоскости. Именно поэтому с июня 2009-го года компанией Shell была запущена в работу в Украине мобильная лаборатория, которая могла бы обеспечить максимальный охват, оперативность анализа и минимизировать затраты на его проведение.

Задача, поставленная перед лабораторией, заключалась в следующем – каждый месяц объезжать все заправки и нефтебазы ООО «Альянс Холдинг», представляющего в Украине бренд Shell. В то время как для решения задачи оперативного и локального контроля многие компании используют свою дочернюю либо локальную лабораторию, задача управления мобильной лабораторей Shell была делегирована специалистам ООО «Инспекторат Украина» (Bureau Veritas Group), независимой экспертной компании, лидера своего сегмента на международном уровне.

Мобильная лаборатория для проекта построена компанией «Химлаборреактив» на базе микроавтобуса Ford Transit. Основной парк оборудования для экспресс-анализа составляют: прибор «Спектроскан», который измеряет значение серы в бензине и в дизельном топливе; Miniflash для определения вспышки в закрытом тигле для дизтоплива; УТФ-70, который определяет предельную температуру фильтруемости (ПТФ) в дизельном топливе, показатель, который наиболее важен в холодное время года.

Сердце мобильной лаборатории Shell – прибор ERASPEC. За счет инфракрасного просвечивания он позволяет отслеживать сразу несколько основных показателей: плотность, цетановое число и содержание ароматических углеводородов для дизтоплива и более 15 показателей для бензина, включая октановое число, бензол, ароматику, фракционный состав, олефины, оксигенаты и др.

За счет чего достигается оперативность проведения анализа?

  • Во-первых, оборудование мобильной лаборатории работает по принципу шаблона. Серия параметров, измеренных в стационарной лаборатории, заводится в него в качестве базы. При проведении анализа устройство сигнализирует о соответствии исследуемого образца наиболее близкому из заложенных показателей. В цепочке контроля качества топлива экспресс-анализ реализует сигнальную функцию. Если показатели начинают проявлять стойкую тенденцию к отклонению, в процесс уже включается стационарная лаборатория для проведения полноценной арбитражной экспертизы.
  • Второй ключевой элемент – принцип организации работы. При проверке АЗС и нефтебаз региона мобильная лаборатория Shell приезжает на базовую заправку, где подключается к стационарной электросети, заземлению, и приступает к анализу проб. В это время второй дополнительный автомобиль осуществляет отбор проб по всему региональному сектору и оперативно доставляет их в лабораторию. За счет такой схемы организации обеспечивается высокая производительность и оперативность работы. На пике мобильная лаборатория Shell может обработать за рабочий день до 20 точек, в то время как постоянно переезжая с места на место, можно охватить лишь 2-3 станции. Специалисты отмечают, что зимой производительность несколько снижается за счет более длительного времени на анализ ПТФ.

Для объезда регионов Украины мобильной лабораторией Shell составлен оптимальный маршрут, минимизирующий затраты на переезд между базовыми АЗС. Помимо основного графика лаборатория осуществляет и внеплановые выезды, когда на горячую линию компании поступают жалобы потребителей на качество топлива на конкретной АЗС/колонке.

В случае, если маршрут лаборатории и вспомогательного автомобиля проб к целевой точке по тем или иным причинам затруднен, к работе подключаются региональные представители ООО «Инспекторат Украина», которые осуществляют отбор проб на месте и доставляют их в лабораторию. Результаты исследований мобильной лаборатории передаются в стационарную лабораторию компании, которая при необходимости дает указание на повторный отбор проб, финализирует отчет и осуществляет коммуникации непосредственно с отделом качества Shell.

Где оно, европейское качество?

По словам представителей ООО «Инспекторат Украина», за последние три года в сети Shell прочно обосновался стандарт Евро-5 и проблем с качеством топлива не наблюдается. Все проверяемые показатели соответствуют этом стандарту и, как правило, превосходят его требования.

Стоит отметить, что в компании реализован многоуровневый контроль: используются электронные уровнемеры, видеоконтроль, работает внутреннее КРУ, также контроль качества осуществляется непосредственно на заводе. Проект мобильной лаборатории стал финальным штрихом, подтверждающим стремление компании поддерживать в Украине высокие международные стандарты качества во всей цепочке поставок топлива, от завода до конечного потребителя.

«За все время работы проекта жалобы, поступавшие от потребителей в сторону Shell, не подтвердились последующими проверками мобильной лабораторией. Это вполне может свидетельствовать об эффекте «последней заправки», когда более высоким качеством топлива потребитель стремится перекрыть собственную непереборчивость в выборе АЗС при предыдущих заливах. 

Для меня лишним подтверждением высокого качества топлива Shell является работа самой мобильной лаборатории – с 2009 года микроавтобус, который по условиям контракта заправлялся только «шелловским» дизелем (сначала это был Евро-дизель, затем после начала поставок перешли на V-Power), накатал по дорогам Украины почти 400 тыс. км. без проблем с топливной системой. Отдельная заслуга в этом, особенно в зимнее время у «Арктики», для которой ПТФ, ключевой параметр для работы дизельного двигателя в зимнее время, составляет 32 градуса и ниже.

Основной целью при запуске проекта мобильной лаборатории Shell было обеспечение тотальной ежемесячной проверки заправок сети в Украине, а также нефтебаз, с которых поставляется топливо на АЗС. Приятно отметить то, что результаты наших исследований на протяжении долгого времени подтверждают стабильно высокое качество топлива, и что эти данные в целом соответствуют исследованиям независимых потребительских организаций в Украине», – Владимир Шифрин, старший лаборант мобильной лаборатории, главный технолог в совместном проекте ООО «Инспекторат Украина» и Shell.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Знаете как? Ответ никак по этому и пиарятся тут. У shell самое убогое качество из сетивиков в Украине. Кроме газа на шеле заправлять ничего нельзя. И в тему о том как следят за качеством ярким примером является как заправщики шела продают напизженное топливо дешевле чем у заправки. Причем на самой заправке.

    На шеле пятый ультраповер ихний не дотягивает по качеству до Европейского простого пятого. Расход топлива вырастает цилиндр на вешке начинает задыхаться.

    Руководство пускай тешет себя там грёзами о том что что-то проверяется и контролируется

Поиск