О вызовах цифрового будущего для бизнеса мне посчастливилось услышать от одного из самых главных хайтек-визионеров в мире. Такую репутацию заслужил Джон Чемберс, председатель совета директоров Cisco — одной из крупнейших глобальных ІТ-компаний. Джон утверждает, что цифровое будущее бизнеса будут определять два фактора: скорость изменений и прорывные инновации, а значит компании, которые хотят остаться на рынке через десять лет, должны быть готовыми к переосмыслению и полной трансформации.
Бизнес-ландшафт эры диджитал
Цифровые технологии на наших глазах меняют мир. Тренд “интернета вещей” быстро перешел в тренд “интернета всего” (Internet of Everything, IoE). Если в 1984 году — в год основания Cisco — к интернету было подключено несколько тысяч устройств, то сегодня их количество выросло до 17 млрд. По сути, каждую компанию в любой сфере теперь можно назвать технологической, будь то розничная торговля, транспорт или производство.
Ритейл был первой отраслью, взявшей интернет на вооружение, а производство, добыча полезных ископаемых и здравоохранение в этом вопросе традиционно отставали. Но сейчас и они стали подключаться к цифровому движению. Например, глобальная горнодобывающая промышленность за последние десять лет показала отрицательный рост производительности на 28%. И сегодня в этой индустрии думают, как повысить эффективность, используя интернет вещей, цифровые технологии, оборудование, подключенное к облаку, и т.п. Более того, в ближайшем будущем, по словам Чемберса, по меньшей мере треть сегодняшних профессий будет автоматизирована с помощью машинного обучения и технологий искусственного интеллекта.
Согласно результатам исследования, которые приводит Джон Чемберс, 95% СЕО считают, что использование цифровых технологий имеет ключевое значение для их компании. При этом только у 25% из опрошенных СЕО есть стратегия для реализации диджитализации бизнеса.
Концепция “интернета всего” проста: дать нужную информацию в правильное время правильным людям или механизмам для принятия решения. Границы между цифровым и физическим миром становятся все более размытыми, развиваются технологии искусственного интеллекта, появляются новые бизнес-модели, исчезают старые — и все это происходит с растущей скоростью.
Условия для инноваций и перемен
Любая компания, определившаяся с главными аспектами своей работы, а именно, какова ее миссия, видение, стратегия, дифференциация, какой клиентский опыт она предлагает, должна помнить и вкладывать в два направления: технологии (инновации) и людей (культуру), чтобы быть конкурентоспособной, быстро адаптироваться к изменениям, создавать и использовать возможности. Иначе перемены освободят место для новых компаний.
По мнению Чемберса, через 10 лет около 40% сегодняшних компаний-лидеров в США не будут существовать. Две главные причины неудач компаний на рынке — это неудачи в инновациях и неспособность трансформироваться. Другими словами, компании не принимают новые правила игры, не меняются и становятся историей. И во многом ключевую роль в этих неудачах играет лидерство и корпоративная культура.
Компании, которые хотят остаться на рынке через десять лет, должны быть готовыми к переосмыслению и полной трансформации
В чем заключается работа СЕО в цифровую эпоху? Во-первых, создавать видение и стратегию его реализации. Во-вторых, привлекать, развивать, удерживать и менять сотрудников, которые будут реализовывать эту стратегию. В-третьих, создавать и проповедовать культуру компании. Компании не становятся великими без сильной культуры. Не бывает сильной культуры, если СЕО не разделяет ее вместе с командой топ-менеджеров. Это часть лидерства, о которой многие забывают.
В-четвертых, коммуницировать 24/7. Раньше великие СЕО могли управлять компаниями, не выходя из своего кабинета. Сегодня сила менеджмента – в коммуникации. Самая важная часть коммуникации — не столько умение говорить (которым обычно хорошо владеют руководители высшего уровня), сколько умение слушать. Слушать и рассказывать истории, которые помогают донести важные сообщения, убедить, вдохновить, привлечь правильных людей, которые будут меняться и менять компанию.
Кто сказал, что выше головы не прыгнуть?
Если компании, пустившие корни в индустриальном или информационном мире, хотят здравствовать в цифровую эпоху инноваций им не избежать полной трансформации и переосмысления своей работы и своей культуры.
Нет смысла бояться конкуренции, так как точно определить, из какой сферы появится новый конкурент, сложно. К примеру, кто знал, что Amazon не только опередит Walmart в капитализации, а еще и начнет снимать фильмы и сериалы. Поэтому сегодня компаниям важнее не успех в конкурентной борьбе, а быстрота адаптации к изменениям рынка. К примеру конкурентами General Motors сегодня являются не только Tesla, но и Uber, развивающая технологии беспилотных автомобилей. При этом Uber не выпускает и не владеет автомобилями. Это не столько транспортная компания, сколько хайтек-компания, которая ставит перед собой очень амбициозные цели.
Компаниям важно учиться следить за переменами, и реагировать на них. Например, сегодня быстро меняются модели осуществления покупок: зачем покупать машину, если можно найти водителя с машиной через платформу BlaBlaCar и разделить с ним материальные тяготы стоимости бензина?
Трансформируются все направления бизнеса. Так, в маркетинге становится важнее то, что говорят клиенты, люди, соседи родственники в соцсетях, чем то, как компания себя позиционирует на своем официальном сайте.
Чтобы соответствовать новым требованиям необходимо ставить перед собой сверх-задачи и все-таки учиться прыгать выше головы. При этом не стоит бояться того, что не все цели будут достигнуты. Сегодня ошибки также важны, как успехи. В Кремниевой долине, по словам Чемберса, ошибки придают большую ценность, поскольку благодаря им приобретается важный опыт. Главное, делать выводы.
Автор: Ольга Дьякова, управляющий партнер агентства O2PR, глава общественной организации SlowFood Kiev, сооснователь украинского fashion-бренда Moii