Лайк – самый популярный элемент взаимодействия в самой популярной социальной сети мира. И все же, редко какой пользователь задумывается над тем, что именно он высказывает или выражает, ставя “лайк” под какой-то записью. Автор статьи на Mashable попытался разобраться, что на самом деле может означать пользовательский лайк – в том числе, с точки зрения закона. Предлагаем вам ее перевод. 

Что вы имеете в виду, когда лайкаете статью о гражданской войне в Сирии в своей новостной ленте? Возможно – что вам понравилось читать статью. Или тот факт, что эту историю в принципе осветили в прессе. Или же просто идею того, что кто бы не запостил статью, помогает распространить знания о ситуации. Конечно, вы таким образом могли просто высказывать свое одобрение войне в Сирии. 

А затем: что именно вы выражаете, если следующее, что вы лайкнули – это фото ребенка вашего друга? 

Facebook – одна из самых всепроникающих сущностей за всю историю человечества – в сети уже около 2 млрд пользователей. Он уже сильно повлиял на рекламу и медиа, не говоря уже о том влиянии, которое сеть оказала на способ нашего общения друг с другом. И он же может сыграть ключевую роль в смене парадигмы развлекательного бизнеса – того, к которому мы привыкли. Конечно же, тему влияния (или отсутствия влияния) Facebook на политику заспорили до дыр еще в ноябре прошлого года. 

Центральным для этого опыта является “лайк”. Его ввели в 2009 году, и эта функция стала настолько повсеместной, что само слово (a like) перестало быть только глаголом, и превратилось в существительное, ассоциирующееся с Facebook. В 2010 году сеть заявляла о том, что пользователи ставят 1 млрд лайков в день. И это было семь лет назад. 

Некоторые лайки не остаются без реальных последствий. Суд в Швейцарии недавно присудил пользователю штраф, аналогичный $4100, за лайки под несколькими Facebook-постами, которые обвиняли защитника животных в расизме и фашизме. 

“Подзащитный очевидно подписался под неблаговидным контентом, таким образом присвоив контент себе”, – говорится в заключении суда. В США также происходило подобное. В 2013 году группа сотрудников одного из управлений шерифа была уволена за лайки Facebook-страницы оппонента шерифа перед выборами. Сотрудники пошли в суд. Сначала они проиграли заседание, ведь судья решил, что лайк на Facebook по факту не попадает под действие защиты свободы слова. Но затем они выиграли апелляцию, когда коллегия из трех судей единогласно признала лайк высказыванием под защитой первой поправки (первая поправка к Конституции США, защищающая свободу слова, собраний, прессы и т.д.). 

“На самом базовом уровне клик по кнопке “Лайк” буквально приводит к публикации заявления о том, что пользователю что-то “нравится”, что само по себе является значимым высказыванием”, – заметил судья Уильямс Тракслер в приговоре суда.  

В корне обоих случаев лежит понимание того, что же на самом деле значит лайк. В Швейцарии уже существует юридический прецедент, по которому лайк является фактически подписью. В США – чем-то, что попадает под защиту свободы слова, и по мнению по крайней мере одного судьи, буквальным выражением того, что лицу что-то или кто-то нравится. 

Но давайте не отрываться от реальности: вряд ли это хоть как-то повлияло на опыт пользователей, которые проводят много времени в Facebook. 

Попытка выявить намерение в действиях кого-то, ткнувшего на кнопку в интернете в лучшем случае приведет к неверной оценке контекста. Попытка вычислить, что значит лайк, невозможна без знания о времени, месте, контенте и людях, вовлеченных в появление указанного лайка. В мире, где сеть Facebook часто включает в себя друзей, семью, коллег, противников, старых друзей и того, кого под руку подвернется, это превращается в невероятно запутанную задачу. 

То, что нажать лайк – не равно заявить, что тебе что-то нравится, в Facebook понимают. После многих лет шуток на тему того, что сообществу нужен “дислайк”, компания ввела в употребление разнообразные виды реакций в октябре 2015 года, включая “гнев” и “грусть”. Кнопки “Не нравится” все еще нет, но пользователям хотя бы дали более тонкие и значимые способы реакции, чем просто нажать “лайк”. 

И вместе с тем, лайк превалирует среди остальных реакций. Он остается доминирующей и размытой реакцией в сети. В этом смысле, он несет значение сам в себе. Лайк – это лайк, и не существует двух подобных лайков. 

Но все же, где у лайков есть определяемый смысл? Внутри Facebook. Мы знаем, что всемогущий алгоритм Facebook понимает лайки так, что данный пост нужно показать большему числу людей. С точки зрения Facebook, лайк – позитивный сигнал. 

“Лайкание чего-то на Facebook – это один из простейших способов построения взаимодействия с пользователем. Нет глобального согласия о том, что означает лайк. Кто-то лайком одобряет фото друга или мнение коллеги, кто-то использует его, чтобы фолловить бренд или знаменитость. В любом случае, взаимодействовать так – проще всего”, – говорит Сара Сэмпсел, директор по дизайну Work & Co.

Возможно, здесь и скрывается истинное значение Facebook, если таковое вообще существует. Facebook хочет, чтобы вы проводили побольше времени в сети, особенно – в ленте новостей. Если лайк – это позитивное подтверждение того, что такой пост задержит вас подольше в Facebook, значит, лайк выражает ценность данного поста во временном выражении. 

Так что, статья о войне в Сирии и фото ребенка не имеют ничего общего, кроме того, что они оба стоят моего времени. Или же точнее: если я их лайкаю, я выражаю мнение, что они стоят времени, которое на них потратят другие. Посмотрите на ребенка. Прочтите статью. Лайкните, что я лайкнул. Неважно, нравится ли вам это на самом деле, или нет.