Постоянные вмешательства — беда современных openspace-офисов. Шведско-швейцарская компания ABB, кажется, нашла этому решение: она устанавливает своим сотрудникам автоматические светодиоды на рабочие места, уведомляющие о режиме «не беспокоить».

Система под названием FlowLight рассчитывает занятость сотрудника, сравнивая активность мышки и клавиатуры со средними показателями. Если она превышает стандартные значения на 9%, светодиод загорается красным. Это оповещение о том, что сейчас не лучшее время для беспокойства, пересказа глупого анекдота или просто неуместных вопросов. Несрочные задачи могут подождать, пока лампочка не загорится зеленым.

Согласно результатам внутреннего исследования ABB, эти странные приспособления действительно работают. В ходе тестового применения при участии 449 сотрудников из 12 стран, пользователи светодиода отметили 46% снижение количества прерываний.

Но действительно ли это полный ответ, подходящий сотрудникам openspace? Если ваш стол укомплектован автоматическим стоп-сигналом, следящим за вашей активностью, то увидеть занятость смогут не только коллеги — менеджерам тоже будет интересно. Ситуацию легко превратить в оруэлловский кошмар: мужчины и женщины, прикованные к своим рабочим местам в попытке фанатично печатать и скроллить ради постоянного поддержания красного индикатора.

ABB заявляет, что настроила максимальную продолжительность, в рамках которой горит красный, так что это не мерило продуктивности. Но что мешает другой компании использовать систему подобным образом?

Возможно, FlowLight это просто последнее и самое заметное проявление реальности, в которой мы и так живем. Офисные программы для повышения продуктивности, которые навязывались нам в качестве средств облегчения коммуникации, постоянно наблюдают за нами и оценивают нас.

Взгляните-ка на Slack. Мессенджер буквально проник в медиа, технологическую среду и другие компании с момента запуска в 2014. У сервиса уже более 5 миллионов активных пользователей каждый день, среди которых сотрудники IBM, NBC, Adobe и сотен компаний помельче. Slack позиционируется как средство для оптимизации тайм-менеджмента и удобной коммуникации с сотрудниками. Но вместе с мобильным приложением все это превратилось в настоящую зависимость для многих офисных работников.

Для многих пользователей будет сюрпризом, но название Slack — это акроним, а его полная расшифровка соответствует стандартам Оруэлла: доступный для поиска лог всех записей и знаний (Searchable Log of All Conversation and Knowledge).

Как замечает Джейкоб Сильверман из Baffler, это достаточно зловещее имя для компании, которая так старательно скрывается за смешными приветствиями и атмосферой расслабленности. По его мнению, Slack, однажды начавшийся как видеоигра и позже ставший корпоративным мессенджером, еще один раз поменяет свою суть:

Мы все, я полагаю, находимся в ожидании большого пивота от Slack, если он уже не случился. Пока его боты-наблюдатели кружат вокруг, собирая и анализируя информацию, компания вскоре поймет, что настоящей ценностью Slack является не повышение продуктивности, а ее оценка.

Сильверман уже представляет, как диалоги в Slack будут подвергаться тщательному анализу, а менеджеры станут ежедневно общаться с сотрудниками по этому поводу, вместо издания громоздких ежегодных отчетов. Даже если Slack не двинется в этом направлении, идею наверняка подхватят конкуренты: Microsoft Teams, Facebook Workplace, Google Allo и другие.

В эпоху больших данных все меняется. Джулия Тикона, социолог и исследователь одного из мозговых центров в Нью-Йорке, считает, что приложения, ранее следящие за сотрудниками, официантами или курьерами, сейчас добрались до среды белых воротничков.

Но в то время, как индустрия услуг и производственная среда уже свыклась с измерениями показателей, офисным сотрудникам такие системы продают под видом возможности увеличить продуктивность. Для работ с низкой ставкой, весь упор на расписание и учет времени. Для парней с белым воротничками это история про «лучшую версию себя».

Наблюдения Тиконы резонирует с основными тезисами питча от бостонской компании Humanyze, которая продает микрофоны и камеры для наблюдения за офисным персоналом. «Человеко-аналитическая» фирма, основанная выпускниками MIT, заявляет, что подобные решения помогут понять, как часто люди разговаривают друг с другом и где наиболее склонны заводить беседы.

Также устройства не записывают сказанное, они лишь улавливают громкость и тональность речи. Клиенты Humanyze используют эти данные, чтобы переосмыслить офисные пространства, максимизировать продуктивность, а также поддерживать командный дух. Все данные анонимны, а менеджеры не имеют доступа к отдельным диалогам.

При этом Тикона не отрицает, что данные могут иметь реальную ценность. К примеру, показатели смогут стать свидетельством в пользу маргинальных групп, женщин или меньшинств, которые редко говорят о подобном на совещаниях. Эффект подобных устройств обычно запутан. Всегда ведь легко сказать: «О черт, этот сотрудник подавляет вот этого. Все пошло не так!». В действительности же намерения людей могут быть хорошими.

Достаточно сложно понять, какую пользу принесут девайсы вроде WorkSmart работникам, если будут мониторить активность чтобы убедиться, что все выполняют свои задачи. Или если GPS-системы смогут отслеживать местоположение подключенного устройства, даже после окончания рабочего дня. В зависимости от того, где вы живете, закон может и не обязывать работодателей сообщать сотрудникам такие подробности — подобных привилегий нет даже у государственных агентств.

Как отмечает сама журналистка Quartz Лилла МакЛин, она не в восторге от того, чтобы проснуться в будущем, где алгоритм будет сообщать ей или ее менеджеру о сегодняшнем настроении или других личностных характеристиках. Но она признает, что подобная аналитика уже используется компаниями для поиска «скрытой правды» о своих работниках. К примеру, если МакЛин не вздумает начать карьеру профессионального атлета, то вряд ли будет в обязательном порядке носить датчик сердцебиения на запястье для отслеживания биометрических показателей — но трейдеров уже тестируют таким образом.

Даже если в вашем офисе еще не установили подобных наблюдательных излишеств, вполне возможно, что свою работу по трекингу активности уже делает фреймворк, встроенный в ПО. Все больше компаний полагаются на Slack и схожие приложения для коммуникации: в них люди общаются лично или группами, отправляет текстовые сообщения, видео, делятся файлами и ссылками. В Slack каждый может создать канал, поэтому разделение между деловым вопросами и неформальной болтовней практически исчезает, ведь с каналом по рабочему проекту соседствует канал с фотографиями собак сотрудников. Кроме того, Slack позволяет пользователям подключать другие приложения, вроде календарей или Google Docs.

Согласно исследованиям самой компании, такой всеобъемлющий подход дает свои результаты. По итогам опроса при участии 1600 системных администраторов, аудиторы Slack установили, что их приложение на 32% повышало производительность работы. Это ключевой показатель, который сделал из компании бизнес с оценкой в $3,8 млрд а также 800 сотрудниками в штате.

Но люди начинают спрашивать, чего им это стоит? Вместо статуса простого инструмента, Slack ощущается многими как обязательство. Активные пользователи становятся зависимы от приложения. Мобильный клиент позволяет утащить за собой все офисные обсуждения, позволяет вести их дома, до поздней ночи и на протяжении выходных. Немногие сопротивляются подобному.

Эти болезненные отношения могут стать еще сложнее, а дистопические предсказания Джейкоба Сильвермана из Baffler — стать реальностью. Боты в Slack уже умеют извлекать информацию из пользовательских бесед, расшаренных ссылок, а также подключенных приложений, чтобы предлагать пользователю новые каналы, к которым интересно подключиться. Новая фича также позволяет пользователям отыскать наиболее релевантный источник по заданному запросу, на базе информации из предыдущих сообщений.


Больше умных возможностей покажут в ближайшие месяцы. В общем же, сервис надеется возвести некий «умный слой», который будет действовать словно индивидуальный помощник для каждого пользователя. В интервью для корпоративного блога директор по развитию AI Ноа Вейс сказал:

Когда я размышляю о таком проекте, то представляю классного CEO или руководителя. Задача такого человека не в умении самостоятельно выполнять дела вроде планирования. На самом деле, он должен помочь исполнителям тратить время на самые важные дела, а также следить за тем, что люди считают важным и интересным.

Сейчас работодатели имеют доступ ко всем публичным каналам, а также могут прочесть личные сообщения, приватные каналы и архивированную переписку сотрудников, если заплатят за Plus-тариф. И смогут доказать, что имеют законные основания для таких действий.

В Slack уже поняли в прошлом году, что могут присматриваться не только к повышению продуктивности, но и к ее оценке. Стюард Баттерфилд, основатель и CEO компании, рассказал аудитории на конференции South By Southwest, что сервис работает над «ботом-менеджером», который будет использовать машинное обучение для автоматического отслеживания прогресса по проектам и напоминаний о дедлайнах. Пока что разработка не реализована. Однако Slack уже начинает применять AI для изучения своих пользователей — чтобы понять их привычки, интересы, и даже узнать о любимых телешоу. Причем дотошности сервиса позавидуют даже Facebook или Google.

С такими-то возможностями, кому потребуются громоздкие светодиоды на рабочих местах?