Последние 20 лет индустрия информационных технологий в Индии росла очень быстро из-за так называемого офшоринга — снижения затрат на разработку, производство и поддержку различных продуктов за счет дешевой рабочей силы и низких налоговых ставок. Индия оказалась одной из немногих стран, которые идеально подходят для этого.
Согласно последним данным, IT-индустрия и связанные с ней бизнесы приносят компаниям с отделениями в Индии больше $150 млрд выручки в год и дают работу четырем миллионам граждан в стране. Индийцы разрабатывают и тестируют софт, проводят различные исследования и анализы массивных объемов данных, предоставляют поддержку клиентов американских и европейских компаний, которые для таких задач ищут дешевую рабочую силу. Однако глобальная технологическая индустрия все больше полагается на автоматизацию и машинное обучение, что, с одной стороны, сэкономит деньги и время, а с другой — может лишить работы миллионы индийских работников.
41-летний индиец Судакар Чудари работал в крупной IT-компании на протяжении 11 лет. Он стал одним из многих индийских работников, которые лишились должностей в иностранных компаниях из-за стремительного развития технологий и автоматизации процессов.
Чудари работал с иностранными клиентами в компании Tech Mahindra. В его обязанности входили поддержка программного обеспечения и анализ данных с помощью простых однотипных операций. Когда руководство и наемные специалисты по автоматизации обнаружили, что всю работу, которую выполняет Чудари, можно возложить на компьютер, индиец лишился должности. «У меня 11-летний ребенок, моя жена не работает. Чем мне платить по счетам?» — говорил он после просьбы менеджера Tech Mahindra подать заявление об уходе. В 2006 году Чудари взял кредит на квартиру и до сих пор обязан ежемесячно выплачивать его. Он получил двухмесячную зарплату и бонус за 10 лет успешной работы в компании, — $3200 — но этого хватит ненадолго.
Несколько месяцев поиска новой работы не принесли результата — он побывал всего на одном интервью и не получил предложение. И так обстоят дела у многих людей, потерявших работу в Индии.
Сандра Нотардонато, аналитик и вице-президент исследовательской и консультационной компании Gartner, говорит о начале «обратной реакции» — теперь корпорации пытаются сократить «офшорный» штат до минимума, нанимая специалистов по автоматизации и машинному обучению на передовые должности в головных офисах и центрах разработки компаний. «Даже если эти компании не понесут больших убытков на этапе перестройки, в результате ведь пострадают люди, у которых не так много навыков в Индии», — заявляет аналитик.
Сокращение количества рабочих мест нанесет удар и по правительственному сектору. В 2014 году избиратели предоставили Нарендре Моди, премьер-министру Индии, полномочия на развитие рабочего сектора для населения. После трех лет пребывания администрации у власти в январе 2017 года анализ работы показал, что вопрос застопорился, а новые рабочие места не появляются. Хотя масштабы еще не ясны до конца, аналитики считают, что уже к сентябрю работы лишатся еще 2% населения. Исследование некоммерческой организации NASSCOM в 2015 году показало, что к 2020 году от 50% до 70% навыков работников станут неактуальными.
Конечно, нужно учитывать и тот факт, что новые технологии создают новые рабочие места и позволят открыть области, которые будут нуждаться в специалистах. Но многие индийцы просто боятся, что такие рабочие места будут созданы за пределами Индии. Например, в США, в то время как президент государства Дональд Трамп обещает ужесточить визовые законы.
Чтобы избежать массовой паники, правительство Индии бросилось убеждать общественность в минимальных потерях рабочих мест. Рави Шанкар Прасад — министр IT-индустрии Индии — отрицал, что по стране проходят массовые увольнения сотрудников. Он считает, что «вопроса просадки в количестве рабочих мест вовсе нет: очевидно — те, кто не справляется с работой, должны уйти».
В связи с этим заявлением некоторые уволенные работники развели дискуссии о невыполнении обязанностей или недостаточных «скиллах»: к примеру, Чудари считает, что повышение квалификации сотрудника лежит на плечах обеих сторон – и работника, и работодателя. Но при этом нельзя забывать о подготовке молодых кадров в университетах и на специальных долгосрочных программах. Каждый год Индия выпускает сотни тысяч «специалистов», которые мечтают работать в IT-компании на аутсорсе. Жесткая конкуренция заставляет опытных рабочих повышать квалификацию или вовсе уходить в другие отрасли, чтобы найти хоть какую-то работу.
И многие из тех, кто потерял работу, не сдались. Несмотря на положение дел, работники пытаются найти выход и примкнуть к любой IT-компании и делать все что угодно — лишь бы за это платили деньги.