Независимый аналитический центр Ukrainian Institute for the Future (UIF) подсчитал, какой экономический эффект произвел бы Hyperloop в Украине. По оценкам UIF, если бы маршрут Hyperloop, например, проложили из столицы Украины до Одессы, время в пути заняло бы 31 минуту. Однако с инвестиционной точки зрения проект, к сожалению, не целесообразен для реализации в нашей стране. Редакция AIN.UA выбрала ключевые заключения экспертов о стоимости гипотетической линии Hyperloop, а также позитивных и негативных аспектах реализации проекта.
Транспортная система Hyperloop, простыми словами, представляет собой трубы большого диаметра между точками маршрута, внутри которых на магнитной подушке перемещаются вакуумные вагоны на 28 посадочных мест. Интервал движения поезда составляет от 30 секунд до 2 минут, что в разы быстрее, чем традиционный наземный транспорт.
Европейские страны уже готовы внедрять Hyperloop у себя: в рамках конкурса Global Challenge отобрали девять маршрутов в Европе. Украина в число этих стран не входит, однако эксперты UIF решили подсчитать, что было бы, если бы Hyperloop построили у нас. Для своих расчетов они использовали публичную проектную документацию, коммерческие предложения, исследования консалтинговых фирм, научно-исследовательских институтов и презентации компаний по проекту.
Они составили карту предположительных маршрутов Hyperloop в Украине и вывели время, которое понадобилось бы на перемещение из точки А в точку Б. Например, из Киева в Одессу можно было бы доехать за 31 минуту, а из столицы во Львов добраться за 35 минут.
Однако Украина пока не заявила о готовности внедрять Hyperloop не спроста – причиной тому является нецелесообразно высокая стоимость проекта. По оценке UIF, на строительство Hyperloop только в направлении “Киев-Одесса” пришлось бы потратить $3,6 млрд.
Для покрытия одних лишь эксплуатационных расходов стоимость билета на Hyperloop “Киев-Одесса” составила бы $19,9 или 518 грн (по курсу 26 грн/доллар). Чтобы проект окупился за 30 лет, цена билета должна была бы составлять уже не менее 4384 грн. Для сравнения: по состоянию на июнь 2017 билет на поезд “Интерсити” стоит 324 грн при времени путешествия 6 часов, на самолет – 2970 грн (время в полете – один час).
Предполагаемый экономический эффект от запуска Hyperloop в Украине
Прежде всего, по оценкам UIF, вырос бы спрос на сталь (до $600 млн) и железобетон (до $750 млн). Также возник бы спрос на алюминий, который нужен для капсулы, никель – для изготовления лыж капсулы.
Функционирование Hyperloop значительно повлияло бы на перевозки авиационным транспортом, который значительно дороже, поэтому внедрение данной технологии значительно сократило бы авиационное сообщение “Киев-Одесса”.
Главным негативным эффектом для экономики стала бы безработица занятых в авиации, УЗ, дорожном хозяйстве.
Выводы: быть или не быть Hyperloop в Украине
Hyperloop может создать значительную общественную ценность. Вследствие более высокой скорости, Hyperloop может создать стоимость на сумму 400 млн евро в год. Дополнительно следует учитывать экономический эффект от уменьшения смертности на дорогах, загрязнения окружающей среды и значительного уменьшения использования энергетических ресурсов.
Однако данная технология в настоящее время является экономически нецелесообразной для реализации в Украине. На финансирование строительства только сообщения “Киев-Одесса” из госбюджета пришлось бы выделить $3,6 млрд, а это невозможно ввиду современных финансовых проблем.
Согласно финансовому плану на 2017 год, “Укрзалізниця” потратит 106,5 млрд грн, из которых на капитальные инвестиции планируется выделить 22,7 млрд грн. По оценкам UIF, на реконструкцию, капитальный ремонт и текущий ремонт авиационной инфраструктуры необходимо потратить минимум 11,6 млрд грн в течение 1,5 года. Согласно Государственной целевой программе развития аэропортов до 2023 года в 2017 году планируется выделить 2,1 млрд грн, а до 2023 года 8,7 млрд грн.
При всем при этом строительство Hyperloop обойдется в 4 раза дороже, чем финансирование дорожной отрасли в Украине, в 3 раза, чем капитальные инвестиции в УЗ, и в 33 раза больше, чем вложения в развитие аэропортов в Украине.
Таким образом, реализация проекта Hyperloop в Украине возможна лишь при условии партнерства с компаниями, которые имеют профильное экспертизу по строительству Hyperloop и значительного экономического роста в Украине в целом.
Напомним, ранее в интернете опубликовали карту мирового метро, которая показывает, как могли бы выглядеть маршруты Hyperloop через Украину.