СЕО Basecamp: Лучший способ решать бизнес-проблемы — избегать их

3132

СЕО Basecamp Джейсона Фрида сложно назвать трудоголиком - он работает не больше 40 часов в неделю и того же требует от членов своей команды. Лучше меньше, но качественней, считает он. А еще он не самый амбициозный человек в мире - не стремится построить "новый фэйсбук" или сделать Basecamp единорогом. Ему не нужны лишние проблемы, которые часто сопряжены с глобальными целями, Джейсон идет по пути наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы решать проблемы в бизнесе, делает так, чтобы они не возникали. Для этого ему и его компании достаточно избегать всего восьми вещей.

Покажите мне бизнес-проблему и сделаю все, чтобы ее избежать.

«Один из лучших способов избежать проблем — делать все максимально просто. Когда ты делаешь что-то чрезвычайно сложным — и только несколько гениев в каждом из департаментов могут притвориться, что поняли тебя — в итоге ты скорей всего обнаружишь, что эти гении на самом деле ничего не поняли… Система часто выходит из-под контроля», — Чарли Мангер.

Многие бизнес-проблемы возникают сами из себя. Многие раны мы наносим себе сами. Можно выиграть в конкурентной борьбе, но еще чаще конкурент проигрывает сам себе.

Предприниматели отлично умеют все усложнять. Я со многими общаюсь и постоянно с этим сталкиваюсь. Если бы они посвящали больше времени избежанию будущих проблем, чем решению настоящих, которые ранее сами себе создали, они бы добивались большего за меньше времени.

Мы построили свой бизнес на избежании проблем. Это основная причина, по которой мы смогли сделать то, что мы делаем, и продолжать это делать — прибыльно, силами маленькой команды — вот уже 18 лет. Какие бы решения мы не принимали, мы исходим из их будущей стоимости. Простыми словами, насколько хреново все станет завтра, если мы сделаем что-то сегодня.

Мы не видим повода для гордости в том, чтобы встречать тяжелые проблемы с высоко поднятой головой. Мы предпочитаем идти проторенным путем и избегать проблем, которые можно предвидеть. Ниже несколько вещей, которые помогают нам в этом.

Избегать роста компании

Мы специально сдерживаем Basecamp в росте. Мы обслуживаем более 100 000 платящих клиентов и несколько миллионов индивидуальных пользователей командой из 50 человек. Маленькие компании избегают проблем больших компаний. Меньше менеджмента, меньше юристов, меньше трудностей перевода, существенно меньше бюрократии и формальностей, из-за которых люди вынуждены ждать разрешения, прежде чем двигаться вперед в каком-то деле.

В маленьких компаниях все более прямолинейно, и каждый ближе к клиентам. Конечно, есть некоторые вещи, которые маленькие компании делать не могут, в то время как большие могут, но нам кажется, это очень хорошо.

Избегать роста штата

Мы намерено удерживаем нашу компанию от роста, и нашу команду удерживаем от него же еще сильнее. Практически каждый проект в Basecamp выполняется не более чем тремя людьми (два программиста, один дизайнер). Многие — двумя (один программист, один дизайнер), а некоторые — всего одним (либо программист, либо дизайнер).

Возможно, будь у нас команда побольше, мы бы могли решать проблемы посерьезней. Но с большой командой мы бы и создавали проблемы посерьезней. Оно того не стоит. Мы счастливы, делая маленькие проекты маленькими командами. Мы все еще можем выполнить все, что хотим — просто по кусочкам. Это существенно облегчает нам задачу придерживаться правильного курса на своем пути. И, если честно, это при любых раскладах самый оптимальный вариант подхода к решению задач.

Избегать больших горизонтов

Есть несколько очень деморализующих вещей в бизнесе, и одна из них — длительный проект, когда не видишь света в конце тоннеля. Нерегулярные инфраструктурные проекты как правило не имеют конца, у нас же все умещается в циклы по шесть недель. Многие проекты достаточно малы, чтобы успевать их закрыть за пару недель, а то и дней.

Но даже если мы делаем проект, на который выделяем шесть недель, мы не боимся, что что-то пойдет не так, потому что худшее, что может случиться — мы потеряем шесть недель. Мы избегаем любых сложностей, связанных со стремлением продолжать то, что, как видим, продолжать не стоит. Сравните это с проектами из разряда «слишком большой, чтобы провалиться» или «будет готово, когда закончим», на которые уходит 6, 8 12 и более месяцев… Едва ли вы бросите такой проект после всей проделанной работы.

Длинные проекты — это кладбище боевого духа.

Избегать планов и обещаний

Мы редко заглядываем вперед дальше, чем на шесть недель. У нас есть общая большая картина, куда мы движемся, но мы держим ее в голове, а не на бумаге. Это неофициальное правило.

А еще мы редко строим планы на будущее. Обещания — неиссякаемый источник головных болей и конфликтов. Легко ответить «да» чему-то, что будет потом, потому что сейчас этим можно не заниматься. Но когда приходит время, скорей всего вам не захочется выполнять то, что вы пообещали когда-то давно. 

Былые обещания — генератор бизнес-проблем. Таких обещаний мы избегаем, как чумы.

Избегать масштабирования

Масштабируйся! Масштабируйся! Все хотят масштабироваться! А мы нет. Мы стараемся избегать всего, в чем залогом успеха является масштабирование. Нам интересны вещи, которые работают без масштабирования — большие или маленькие. 

Для большинства компаний масштабирование — синоним «сейчас мы убыточны, но однажды начнем зарабатывать». Не надо бежать впереди паровоза — растите в рамках своих возможностей. Становитесь прибыльными как можно скорей с как можно меньшим количеством пользователей, а не с невообразимым множеством.

Избегать дредлайнов

У нас есть дедлайны. А дредлайнов мы избегаем. Дредлайны — это дедлайны, которым на всех плевать. Они заставляют вас бежать и спешить, дразня эфемерной финишной прямой. Это не то, к чему вы на самом деле стремитесь. Плохо не видеть конца, но еще хуже его увидеть и не поверить в него. «Что-то снова пойдет не так», «Невозможно выполнить это вовремя»… Мышление становится негативным, качество приносится в жертву — люди стремятся лишь успеть в срок, а не сделать хорошо. Все удовольствие пропадает, когда ты регулярно отстаешь от графика.

Избегать недопонимания

У компаний нет проблем с коммуникацией, но есть проблемы с взаимопониманием. И каждый дополнительный человек, который участвует в диалоге, увеличивает риск недопонимания в разы. Как говорит Осмо Виио (финский исследователь — ред.), коммуникации как правило заканчиваются неудачами за редкими исключениями.

Маленькие компании и маленькие команды по существу обладают преимуществом над большими. Конечно, два человека тоже могут неправильно друг друга понять, но у маленьких команд, групп и компаний больше шансов, что информация будет правильно интерпретирована всеми.

Избегать партнерств

Нам постоянно звонят крупные компании. Они хотят стать нашими партнерами. «Мы хотели узнать, не нужны ли вам партнеры по чему-то»… Большой красный флаг. Раньше мы на это велись, и все всегда заканчивалось тупиком. Просто зря потерянное время. Особенно часто это происходит в несбалансированных ситуациях, когда большая компания хочет работать с маленькой. Обычно это означает очень много работы для маленькой компании и очень мало для одного из многочисленных биздев-сотрудников большой, которому даже нет нужды выполнять что-то самостоятельно. Избегать!

Избегать бюрократии

Мы избегаем всего, что затрудняет свободное прохождение информации и проистекание процессов. Мы не устанавливаем иерархию, в которой кому-то нужно чье-то разрешение на что-то. Если то, что вы собираетесь сделать, не уничтожит компанию, просто берите и делайте. Не нужно бюрократизировать процессы и людей. Пусть все идет гладко, не нужно останавливаться и утверждать каждый шаг. Конечно иногда случаются ошибки, но только иногда, зато намного чаще все идет правильно и без раздражения.

Метафора может показаться странной, но я все равно скажу: это как мыть за собой посуду сразу после еды. Если делать это, вам никогда не придется мыть посуду потом. Вы избежали хлопот и лишней работы в будущем. Если вы поели и оставили грязную посуду в раковине, чтобы помыть ее потом, вы создали себе — или другим — намного больше работы. Еда засыхает и ее будет сложнее отмыть. Вы увеличили сложность работы, которую рано или поздно все равно придется сделать. Со временем куча грязной посуды растет, и вам все меньше хочется с ней связываться. Ой, еще одна грязная тарелка — просто оставлю ее здесь.

Если мыть посуду сразу, как часть обеда, вам никогда не придется возвращаться к этому потом — все уже сделано. Будущее свободно и понятно.

Не оставляйте грязную посуду на работе.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск