Модель будущего Украины
Для лучшего понимания концепции преобразования ВДНГ, новое руководство определило миссию Экспоцентра: стать моделью лучшего будущего Украины и ее общества. Для этого команда планирует создать на территории комплекса экосистему, благотворную для саморазвития, самореализации, формирования предпринимательского духа и культурного роста. Слоган новому ВДНГ придумали соответствующий: Let’s future, или Даешь будущее!
По мнению руководства, экосистема ВДНГ сможет в буквальном смысле повлиять на формирование в стране нового так называемого “социального капитала” – поколения людей, которые своими руками строят светлое будущее, как бы патетично это не звучало. Понять, как именно это планируют достигать, можно из следующего слайда:
Экспоцентр намерен открывать перед украинцами новые возможности и вдохновлять. Далее рассмотрим, какие именно проекты появятся на ВДНГ с этой целью.
Инновации и культура
Экосистему ВДНГ можно будет условно разделить на две основные составляющие, которые помогут обеспечить реализацию видения команды: инновационный и культурный. В рамках этих двух составляющих и будут реализованы конкретные объекты, например, первый в Украине музей науки, спортивная арена или офисный центр.
Территориально ВДНГ поделят на несколько кластеров:
- конференц-экспозиционный и арт – центральная историческая зона,
- образовательный и инновационный – северная зона,
- выставочный и деловой – южная зона,
- ландшафтный и эко-рекреационный – зона центрального входа,
- спортивный и лесопарк.
Наибольший упор руководство экспоцентра делает на инфраструктуру именно для инновационного бизнеса и предпринимателей. Для этого здесь построят акселераторы, образовательные кластеры, лаборатории по робототехнике, лектории, конференц- и выставочные центры.
Благодаря развитой инфраструктуре для инновационного предпринимательства, ВДНГ планирует привлечь на территорию 20 000 резидентов и 1,2 млн разовых посетителей. Это не только украинские предприниматели, изобретатели и стартаперы, но в перспективе также международный бизнес, который заинтересован в открытии собственных центров разработки в Украине.
Именно деловая активность станет основным источником дохода для ВДНГ по мнению руководства экспоцентра. Культурные кластеры и арт-пространства станут вспомогательной инфраструктурой с точки зрения возврата инвестиций. Впрочем, значение досуга не стоит недооценивать в контексте культурного и морального преобразования общества.
Также на территории планируют открыть ряд постоянно действующих культурных объектов: музей науки, несколько образовательных центров под эгидой лучших украинских вузов и школ, арт-резиденцию, детские зоны, выставочный центр мирового уровня. При этом зеленая зона ВДНГ будет полностью сохранена и даже увеличится, обещает руководство Экспоцентра. Жилой застройки не планируется.
Пока это лишь долгосрочные планы, между тем первый инновационный объект на территории ВДНГ уже открылся – это первое в системе “Ощадбанка” отделение самообслуживания, которое призвано освободить ВДНГ от наличных расчетов.
А теперь о деньгах
Инвестиции для реализации амбициозной концепции, по словам Мушкина, составят от 170 до 350 млн евро. При этом команда не планирует привлекать бюджетные средства – необходимое финансирование руководство комплекса собирается собрать через государственно-частное партнерство методом бизнес-кейсов. Среди таких бизнес-кейсов, например, первый в Украине музей науки, который, по мнению руководства ВДНГ, будет привлекать около миллиона посетителей в год.
Вот как это будет реализовано: инвестор вкладывает в проект свои деньги и/или другие активы, а государственное предприятие вкладывает свое право на освоение территории. Инвестор получит право на управление новосозданным объектом на долгий срок на взаимовыгодных для себя и государственного предприятия условиях. После истечения срока договора инвестор сможет продлить его или отдать проект в государственное управление. Такая модель в международной практике называется “build-operate-transfer” – “строй-управляй-передай”.
“При таких суммах необходимых инвестиций серьезным становится вопрос защиты интересов инвесторов. Такая защита будет обеспечиваться в том числе договорам о совместной деятельности с заранее согласованными условиями государственно-частного сотрудничества. Мы готовы защищать каждого предпринимателя, который будет работать с нами. Успешность уже воплощенных на ВДНГ бизнес-проектов, а также публичность нашей работы этому способствуют”, – заявил Мишкин.
Всю полученную от деятельности ВДНГ чистую прибыль будут направляться исключительно на развитие комплекса: инфраструктуру, ремонты, благоустройство территории, уход за лесопарковой зоной.
Целиком презентацию концепции развития ВДНГ можно посмотреть здесь. Стоит отметить, что работа над ее созданием велась еще когда у руля экспоцентра стояли Макс Яковер и Максим Бахматов.
“Над этим документом мы начали работу в апреле прошлого года. В нем мы пытались ответить на много вопросов: как наполнить территорию смыслом и при этом, чтобы предприятие зарабатывало? Какой должен быть баланс между бизнесом и общественной выгодой? Как сделать комплекс еще более значимым? Где взять на это деньги? Какие проекты должны статья якорными для комплекса и страны? Как работать с архитектурным наследием? И много много других. Я искренне рад, что новая команда во главе с Евгением Мушкиным поддержала наше видение и привнесла в эту работу свое”, – заключил Яковер.
Напомним, реформацию ВДНГ начали еще в 2015 году под управлением Максима Бахматова и Макса Яковера. За год им удалось вывести убыточный комплекс на прибыль и увеличить ее вчетверо. Однако в марте 2017 года Яковер и Бахматов приняли решение уйти с ВДНГ и заняться развитием инновационного парка UNIT.City.