Я люблю фриланс, но он подрывает здоровье: история одной журналистки

Моя работа журналистом на фрилансе зачастую очень вялая. Когда задач мало, дни перетекают в недели, и в голову начинают лезть негативные мысли. До недавних пор я всегда считала, что моя успешность — это удача, и она может от меня отвернуться. Сейчас я так не думаю, хотя иногда тревога относительно моей карьеры фрилансера все еще охватывает меня. Фриланс — это одиночество, работа в изоляции. С подобной вялостью сталкиваются многие люди, работающие на фрилансе, и вот почему.

Научно-популярный журнал Work and Stress опубликовал в 2005 году результаты изучения «психологии» фрилансеров, в котором использовалась модель «усилия – затраты». Модель разработал профессор Дюссельдорфского университета Йоганнес Зигрист еще в 1996 году — она учитывает как внешние факторы (запросы клиентов и компенсации), так и внутренние (например, выгорание на работе из-за непрерывных размышлений о ней). Результаты исследования оказались тревожными. Исследователь Федерального института безопасности и гигиены труда Германии сказал, что 37% респондентов сообщили о проблемах со здоровьем: хроническое напряжение, сниженные способности к отдыху из-за долгой работы и непредсказуемых нагрузок.

В апреле 2017 года ученые из Швейцарии снова взялись за исследование душевного состояния фрилансеров по той же модели. Исследование показало, что нарушение сна, депрессия и использование успокоительных препаратов являются производными от главных стресс-факторов фрилансеров: условной «опасности» работы и финансовых трудностей. Еще одна причина для беспокойства — презентеизм, или ситуации, когда фрилансеры работают несмотря на плохое самочувствие, отпуск или выходной. Главный вывод из исследований — фриланс может стать причиной серьезных (и не очень) проблем с психикой.

«Я боюсь разочаровать людей — ночи напролет я провожу в попытках разобрать все свои дела», — говорит 33-летняя Кэти Нейв Фриман из Бруклина. Она борется с приступами депрессии на протяжении всей своей жизни, но с приближением дедлайнов она чувствует себя только хуже. Это и называется презентеизмом, о котором говорит профессор Зигрист: «Недавно я был в отпуске и все равно провел время за работой. Я укладывал дочку в кровать, а сам возвращался к делам. Всегда чувствую себя виноватым, если не работаю».

Для 26-летней Кейт Морган из Пенсильвании полноценный отпуск — только мечта. «Я всегда работаю. Отправляясь в путешествие, я размышляю как могла бы на этом заработать. Я же могу написать много историй, у меня это просто не выходит из головы». Кейт даже забирает журналы из отелей, надеясь, что они пригодятся в работе. Она часто сталкивается с нехваткой идей, а фриланс только усугубляет ситуацию: «Мне сложно работать одной — необходимо черпать идеи, обратную связь от других людей».

32-летняя писательница Юлиана Энрайт рассказала мне, что «иногда после множества крутых статей мешают работать завышенные ожидания». Собственные успехи не дают концентрироваться на определенных задачах, что приводит к выгоранию и неспособности адекватно принимать решения. «Если я не написала что-то лучше, чем в прошлый раз, значит я недостаточно старалась». В прошлом году Юлиане поставили диагноз: высокая тревожность и депрессия. Она все еще не понимает, как работа влияет на ее психическое состояние.

Алида Карлсон из Миннеаполиса столкнулась с проблемами в творчестве в свои 29 лет. «У меня биполярное расстройство, если говорить о психическом здоровье. Врачи уже несколько раз ставили мне этот диагноз, хотя я чувствую, что просто воспринимаю больше эмоций, чем могут остальные. Не знаю как бы я работала без возможности испытывать весь спектр эмоций, но с другой стороны, это очень опасно в работе фрилансера — переживания взлетов и падений при таком диагнозе просто опасны. Да и вообще, эта сфера занятости полна крайностей», — говорит Карлсон.

Все опрошенные мной фрилансеры заставили задуматься, не была ли я слишком наивна раньше. Я узнала, что моя депрессия — не уникальный случай, а опасность для душевного состояния и здоровья. Независимость и автономия все же являются такими, как я представляла себе раньше, но они не стоят рисков быть в постоянном напряжении. Доля экономики свободного заработка за следующие четыре года удвоится — так предполагает исследователь Михаэль Эртель. Таким образом к 2021 году число фрилансеров в США составит больше 9 млн человек. Все больше и больше людей будут работать в условиях, которые ведут к проблемам с психикой — общество и государство должно позаботиться об эффективности такой экономики и защите здоровья людей. Нет никакой системы помощи в трудных ситуациях для фрилансеров — ты предоставлен сам себе. Возможно, стоит задуматься о создании специальных организаций, которые будут помогать в таких ситуациях?