Для анализа использовались публично доступные комментарии со страницы Порошенко. Не учитывались удаленные (спрятанные) комментарии, а также содержащие нецензурную лексику. Анализируемый период: 07.06.2014 – 31.05.2017.

За время президентства Петра Порошенко более 79 000 уникальных Facebook-пользователей написали хотя бы один комментарий на его официальной странице. Всего они сделали около 176 000 записей. Анализ каждого пользователя и комментария показал, что 98% комментаторов — реальные люди. Однако оставшиеся 2% (1500 аккаунтов) были значительно продуктивнее: они оставили около 26 000 комментариев или 15% от всех записей.

Каждый шестой комментарий под постами президента оставлен ботами.

Чтобы определить, является аккаунт ботом или нет, использовался ряд признаков:

  • первичные: неоднократная публикация одного и того же (как правило, негативного) комментария, большое количество ссылок на сторонние ресурсы;
  • вторичные: более 30 комментариев под постами на странице Порошенко, отсутствие личных фото на собственной странице, отсутствие или очень малое количество персональных постов (чаще всего их просто нет, иногда бывают в количестве 1–3 штук), минимальная реакция подписчиков на репосты, регулярное распространение контента из небольшого количества источников (обычно 1–2 тематические группы), нереалистичные личные данные (место работы и позиция) и др.

Как видно на рисунке, большинство людей оставляли от 1 до 5 комментариев. Пользователи, которые оставили больше 30 записей, попали под подозрение исследователей.

 

Месяцы-рекордсмены по числу комментов с фейковых аккаунтов — август и сентябрь 2014-го: 3203 и 2712 комментариев соответственно. Наибольшая доля фейковых комментариев от общего числа была замечена в ноябре 2014 года: тогда 26% от всех комментариев были написаны ботами.

Наименьшую активность в абсолютных значениях боты показали в апреле и июле 2016 года: 235 и 238 комментариев соответственно. Наименьшая относительная активность была обнаружена в августе и октябре того же года, когда только 11% от всех комментариев были написаны ботами. Но с конца прошлого года активность ботов начала возрастать.

Хороший, плохой, злой

Составители исследования отмечают, что полуторатысячная армия ботов под постами президента далека от консолидированной позиции. По “тональности” ботов разделили на три группы: негативные (эмоция “злость”/”грусть” в два раза интенсивнее эмоции “радость”), позитивные (наоборот) и нейтральные (одинаково использовали в комментариях как негативные, так и позитивные эмоции). Причем, негативных больше, чем позитивных.
  • негативные – 29%
  • позитивные – 27%
  • нейтральные – 44%.

Позитивно настроенные боты (по количеству комментариев) чаще всего отмечались в постах Порошенко, которые вызвали бурную дискуссию с большим количеством участников. Например, под поздравлением жены Марины с днем рождения было около 680 комментариев, где каждый десятый оставлен ботами. Почти 60% из них имеют позитивный характер, и только 9% — негативный.

Много позитивных ботов также набрал пост, в котором Порошенко высказывает соболезнования и скорбь из-за гибели мужа Татьяны Черновол. На третьем месте пост о беседе Порошенко с Меркель об агрессии РФ на Донбассе (29% положительных комментариев).

Доброжелательные боты часто комментируют альбомы, а также посты о дипломатическом сотрудничестве и награждении героев. Самые популярные слова в их комментариях: “Ура!”, “Слава Богу!”, “Круто!”, “Welcome”, подкрепленные многочисленными смайлами.

Одними из наиболее комментируемых негативными ботами постов являются освобождение Романа Сущенко, новость о транше из США и альбом, посвященный MH-17.

В лексиконе негативных ботов превалируют: “Ганьба!”, “Стыдно!”, “Как это все грустно” и “Дуже сумно”. Также они часто ссылаются на негативные материалы СМИ (боты в среднем используют ссылки в три раза чаще людей) о Порошенко, фотожабы и хештеги.

Если боты зажигают, значит это кому-нибудь нужно

Составители исследования признаются, что не обнаружено каких-то значимых закономерностей вовлеченности “добрых” и “злых” ботов в зависимости от тем, поднимаемых в Facebook президентом. Впрочем, несмотря на завидную активность, радует, что лишь 2% пользователей, которые заходят на страницу президента – боты, хотя бытует мнение, что их там – большинство.

Кому принадлежат эти боты и какие задачи перед ними стоят, вычислить сложно, однако есть некоторые догадки. Например, по мнению авторов, не для всех негативных ботов, работающих в Facebook президента, целью является именно Порошенко.

Часть ботов активно “не любит” Украину и оставляет антиукраинские комментарии. Есть также группа ботов-спамеров.

Также не все позитивные боты принадлежат или подчиняются коммуникационной команде президента. Ряд таких ботов называют себя “порохобот”, что нелогично с точки зрения коммуникационной команды Порошенко (87 ботов имеют такое же название и/или идентичное поведение, что может указывать на одного владельца).

Ранее на AIN.UA выходил материал о том, как боты в Twitter влияли на выборы в США.