Начало IoT Hub

До того как заняться IoT Hub, Роман Кравченко основал две компании. Первая, ANROM, специализируется на создании социальных сетей внутри компании. «Мы строили сообщество: помогали выявлять лидеров, вовлекать сотрудников, стимулировали их делиться опытом и знаниям», — рассказывает Кравченко.

Вторая компания — LiveBoard, основанная в 2010 году — занялась разработкой программной платформы Digital Signage для управления контентом и экранами через интернет. В 2012 году компания провела конференцию для игроков рынка Digital Signage UA, а также вручила премии лучшим представителям отрасли. В 2013 году LiveBoard организовала выставку компаний этой сферы. По словам Кравченко, именно благодаря этому компания стала заметной на рынке.

Деятельность LiveBoard стала привлекать молодые проекты. Они приходили к команде компании, чтобы показать свои наработки. «Вокруг нас начали появляться стартапы, которые делали продукты, связанные с интернетом, — рассказывает Кравченко. — И это были нестандартные проекты: 3D-голограммы, проекции и так далее».

Роман Кравченко

В 2013 году рынок Digital Signage, который развивала LiveBoard, сломался: сфера перестала развиваться, и до новых продуктов никому не было дела. Кравченко поехал в США, чтобы попытаться выйти на тот рынок. Но ему уже тогда стало ясно, что развиваться в этой сфере нет смысла — нужно создавать новые продукты.

У команды LiveBoard было два выхода: инвестировать в своих программистов и делать продукт без плана работы или помочь новым людям создать свои проекты. «Как оказалось, Digital Signage — это категория «смарт-сити», а это уже интернет вещей, — вспоминает Кравченко. — И так получилось, что все проекты, которые нас окружали, могли объединиться в рамках этой концепции. Стало понятно, что мы находимся в этой области, но что-то делаем не так».

Тогда было принято решение остановить активное развитие LiveBoard и начать помогать новым стартапам из сферы интернета вещей. Опыт для этого имелся: благодаря работе в ANROM они знали, как строить сообщества, а наработки LiveBoard позволяли выводить новые продукты на рынок.

«Интернет вещей — это о контексте, технология тесно связана с другими отраслями: агросектором, «умным» городом и так далее. Во всех сферах нужно было разбираться. Мы не разбирались, но нашей сильной стороной был опыт создания компаний с нуля», — говорит Кравченко.

Первый набор

Команда решила, что новый проект, IoT Hub, должен позиционировать себя как лаборатория-акселератор. Кравченко объясняет, что проекты интернета вещей требуют R&D — именно из-за этого появилась дополнительная приставка «лаборатория». Также приняли решение сделать программу бесплатной: на тот момент новоиспеченные кураторы еще не до конца понимали, чем смогут помочь молодым предпринимателям. 

Неофициальной датой старта IoT Hub можно считать киевскую конференцию Mini Maker Faire 2015 года. В то время в лаборатории-акселераторе еще не было участников — команда просто рассказывала о новом для Украины понятии интернета вещей и таким образом пыталась привлечь к себе внимание.

На конференции главным посылом IoT Hub для потенциальных кандидатов было то, что лаборатория-акселератор поможет компаниям выходить на американский, а впоследствии и глобальный рынок. «Мы транслировали сообщение, что проекты, которые попадут в лабораторию-акселератор, по итогу получат возможность поехать в США, так как наша команда там была и знает, как и что там работает. Мы объясняли, что успех может быть только в случае глобального продукта, потому что местный рынок слишком мал. И мы предлагали ресурсы для выхода на глобальный рынок», — рассказывает Кравченко.

Именно на Maker Faire 2015 к IoT Hub присоединился первый проект — «умная» гантель Helko. Спустя некоторое время лаборатория-акселератор также пополнилась еще двумя командами: первая, SKBX, работала над персональным облаком, а вторая, DiGi24, — над системой беспроводного «умного» дома. Эти три стартапа и сформировали первый набор IoT Hub.

Кравченко отмечает, что на запуск и первый год работы IoT Hub было потрачено более $100 000. Основная часть суммы пошла на продвижение команд-резидентов акселератора. Предприниматель подчеркивает, что это небольшие деньги, так как из-за скачков курса в то время цены на рекламу были занижены в три раза. Сейчас на запуск подобного проекта понадобилось бы сумма в 4-5 раз больше.

«Мы потратили эти деньги на участие в мероприятиях и создание репутации. Мы хотели проверить идею и делали это целенаправленно, так как понимали, что за $100 000 не сможем создать нормальный продукт. Но команда рассчитывала, что хотя бы один из трех проектов, которые мы взяли, получится более венчурным, чем наш», — объясняет Кравченко.

Первая программа длилась полгода. По ее итогам в декабре 2015 года прошел первый Demo Day — выпуск резидентов лаборатории-акселератора. К тому моменту один из стартапов, SKBX, распался, поэтому на мероприятии свои достижения демонстрировали лишь Helko и DiGi24.

Команда IoT Hub хотела сделать из Demo Day аукцион: то есть, дать возможность инвесторам публично инвестировать в проекты и торговаться. «Мы хотели подогреть интерес к стартапам и обратить внимание на проблему инвестирования», — говорит Кравченко.

Впрочем, у организаторов это не совсем удалось. Всего на Demo Day было три инвестора — сам IoT Hub, коворкинг «Платформа» и днепровская группа компаний «Гринвуд». В результате мероприятия как Helko, так и DiGi24 получили инвестиции: первые привлекли $40 000 за 10% доли компании от IoT Hub, а вторые — $75 000 за 25% от днепровской группы компаний «Гринвуд».

«Это достаточно дорогие деньги, вопрос в эффективном их использовании. Но дело было не в количестве денег, а в самом факте дальнейшего развития стартапа», — комментирует сделку DiGI24 и «Гринвуд» Роман Кравченко.

Второй набор

В феврале 2016 года IoT Hub провел Prototype Day — новый набор на вторую программу. Прошло уже 13 стартапов.

Тогда же пришло понимание, что в следующий раз не сможет набрать достаточное количество проектов — они просто не успеют сформироваться. «Мы поняли, что должны сами их выращивать и интегрировать в акселератор. Нужно было, чтобы кто-то развивался параллельно с основной программой», — объясняет Кравченко.

Так, в рамках IoT Hub появилась отдельная структура — лаборатория «новых продуктов» DIY Lab. Кравченко и команда решили брать в лабораторию участников всех возрастов, начиная даже с подростков. В рамках DIY Lab участникам стали выделять грант на $1000, пространство, инструменты и экспертизу кураторов.

Пространство лаборатории DIY Lab

Идея с разделением оказалась успешной — ко второму Demo Day в лаборатории успело сформироваться три проекта, которые впоследствии приняли участие в финальном мероприятии.

Кравченко рассказывает, что на фоне развития IoT Hub в Украине стали появляться все больше акселераторов. В конце 2015 года начала работу лаборатория IoT Lab от Microsoft Ukraine, а весной появился телеком-акселератор от ВДНГ-Tech и «Киевстара». «По сути, именно мы перезапустили тренд на акселераторы в Украине», — считает предприниматель.

Увеличение количества проектов во втором наборе позволило команде IoT Hub экспериментировать. В рамках одного из экспериментов кураторы собрали всех участников лаборатории и акселератора и предложили за ограниченный промежуток времени придумать продукт, а потом запустить для него Kickstarter-кампанию. «Мы сделали это, чтобы подготовить акселерационные проекты к выходу на краудфандинг: потренировать их и дать нужный опыт», — отмечает Кравченко.

Именно благодаря этому эксперименту появилась идея Condomizer — чехла на смартфон для презерватива. Впоследствии проект дошел до демонстрации готового продукта на Demo Day.

Второй Demo Day проходил в июле 2016 года. К этому моменту в акселераторе распались три команды, но благодаря трем новым проектам из лаборатории количество участников финальной демонстрации осталось неизменным — 13. Инвестиции получили шесть проектов: SolarGaps, .IOsens, Feel VR, Foodger, Condomizer и SmagPoint (сейчас Octa Energy). Средний чек сделок составил около $40 000. Уже не в рамках Demo Day инвестиции также привлек Senstone и Fractal. Вдобавок к этому Feel VR получил возможность от IoT Hub поехать в США на выставку CES 2017, и к стартапу присоединились резиденты акселератора: SolarGaps, Senstone и Helko.

Главным инвестором второго Demo Day опять выступил сам IoT Hub, и в этот раз потратил на инвестиции в несколько раз больше, чем на первый набор. Кравченко рассказывает, что деньги на финансирование команд первого и второго набора он взял со своих прошлых проектов — ANROM и LiveBoard.

Второй Demo Day

В этот раз команда IoT Hub также хотела сделать аукцион, но ей снова удалось это лишь с частичным успехом. «Пока что у нас нет достаточного числа инвесторов для создания конкуренции между ними, — объясняет Кравченко. — Это станет возможно, когда на рынке будет переломный момент в культурном плане. Многие, кто интересовался мероприятием, не хотели публично инвестировать в наши проекты — просто потому что не хотели привлекать к себе и своим деньгам внимание. Такая ситуация еще будет продолжаться определенное время, пока у нашего поколения — людей в возрасте около 30 лет — не накопится достаточно средств, чтобы быть инвесторами, которые честно заработали свои деньги».

Особенность программы

Кравченко считает, что если человек пришел в лабораторию или акселератор, то он уже достаточно мотивирован. Впрочем, ему нужно иметь ряд навыков. Самый важный из них — это знание английского, так как все проекты IoT Hub ориентированы на глобальный рынок. «Если кандидат не знает английский, мы его не возьмем. Это противоречит глобальному продукту. Ты не можешь строить продукт для всего мира, не зная английского. И ты не выучишь его за несколько месяцев. Это существенно будет тормозить проект и сделает маловероятным возможность возврата инвестиций», — подчеркивает Кравченко.

Главные ошибки основателей стартапов – опыт IoT Hub

  • Попытка сделать все самому. Основатели пытаются делать все сами вместо того, чтобы вовлекать правильных людей в команду и давать возможность им развиваться в сфере, где они являются экспертами. Это также мешает самим предпринимателям работать эффективно.
  • Неправильное планирование финансовых ресурсов. Основатели часто несут расходы в настоящем на участие в конференциях, выставки и привлечение людей на зарплаты, без учета расходов в ближайшем будущем. Важно прикладывать максимум усилий использовать бесплатные возможности участия в мероприятиях, вовлекать идейных людей и подрядчиков, которые верят в продукт и будут работать с мыслью о выгоде в будущем.

  • Откладывание момента «отгрузки» первого минимально ценного продукта пользователям. Как результат, высокая вероятность создать «мертвый» продукт с массой ненужных функций, нерациональное использование средств, времени и сложность привлечь инвестиции из-за отсутствия сообщества лояльных пользователей.

Для команды IoT Hub человек важнее идеи. То есть, если основатели пришли с проектом, который по мнению команды акселератора не «взлетит», то кураторы помогут придумать что-то еще. Более того — команда не будет говорить, что идея плохая, а докажет это на практике.

«Например, приходят к нам с ошейником-трекером для собак. Мы не говорим, что это плохая идея: я уверен, что если человек верит в свой продукт, то сделает лучший в мире ошейник. Мы отправляем их на выставку, где они понимают, что не интересны людям. И дальше, конечно, идет брейншторм. Если это трансформируется в новый продукт, они развивают его. Важно, что мы не претендуем на идеи, даже если сгенерировали их мы», — рассказывает Кравченко.

Обмен знаниями, опытом и возможностями

Одно из главных преимуществ IoT Hub — обмен опытом и знаниями между участниками разных команд. Иногда такое взаимодействие перерастает в более тесное сотрудничество: например, основатель SolarGaps, Евгений Эрик нашел технического директора компании и команду, обслуживающую стартап, именно в акселераторе. Кравченко говорит, что в IoT Hub организовалась цепочка стартапов, которые после распада остаются в других проектах.

«Если бы проект был сам по себе, то он бы скорее всего не смог развиться так быстро, находясь в вакууме, — считает предприниматель. — Всегда чего-то бы не хватало: денег, общения, информации, знаний, опыта. Это преимущество и для продвижения: если журналисты узнают об одном нашем проекте, то потом заинтересуются и остальными».

Это отмечает и Назар Федорчук, основатель Senstone. Он уверен, что обмен знаниями и опытом между командами позволил стартапу учиться не только на своих, а и чужих ошибках. «Обмен опытом — будь-то участие в краудфандинговой кампании или построение бизнес-модели — это один из тех аспектов, которые дали нам возможность развиваться быстрыми темпами в благоприятных условиях», — подчеркивает Федорчук. 

Евгений Эрик, основатель SolarGaps также считает, что в рамках акселератора собрались команды, которые, работая вместе, усиливают друг друга — и во многом это случилось благодаря ФОКУСу IoT Hub на интернет вещей. «Это позволяет более эффективно решать сложные задачи», — добавляет Эрик. 

Пространство IoT Hub для стартапов

«Люди со стороны видят, что у нас есть много людей с „живыми“ проектами и мы, как команда акселератора, в этом всем участвуем. Это гарантия для инвесторов и партнеров, что с большой долей вероятности стартапы будут удачными», – говорит Кравченко. Он уверен, что акселератор помогает создавать целое комьюнити: сами основатели, кураторы, подрядчики и так далее.

Коммуникация с миром

Команда IoT Hub сняла цикл документальных фильмов про каждый стартап, с которым работала. Изначально эти видео показывались на одном из деловых телеканалов в формате передачи, но Кравченко признается, что первый такой эксперимент не вызвал должной реакции у общественности. Сейчас команда планирует представить новые фильмы уже на большом экране.

Кравченко считает, что подобные инициативы делают стартап более узнаваемым, а значит и более надежным для потенциальных партнеров: «Я знаю по своему опыту, что когда ты приезжаешь в США, то о тебе никто не знает. Это нормально. Стартапу нужен кредит доверия, источники, где бы о нем писали. Благодаря этим видео любой может отмотать два года, посмотреть и убедиться, что это безопасная история».

Senstone и SolarGaps

Сейчас для сторонних людей самыми успешными проектами IoT Hub являются Senstone и SolarGaps. На двоих эти проекты собрали более $500 000 на Kickstarter и Indiegogo, оба существенно раньше срока. Также SolarGaps и Sentone сейчас проходят акселерацию в Кремниевой долине в хардверном акселераторе HAX. Успех обоих стартапов признает и сам Кравченко. Он говорит, что это «зрелые» стартапы по меркам акселератора — и во многом это достигнуто благодаря успешной кампании по сбору средств.

«Благодаря краудфандингу у них появились упоминания в СМИ, обзоры на продукцию. Это уже следующий уровень — когда у стартапа есть реальные заявки и предзаказы. Успешный Kickstarter позволил как первым, так и вторым чувствовать себя уверенно. Сейчас у них есть спокойствие и запас времени, чтобы выстроить отношения с инвесторами без спешки», — комментирует положение проектов основатель IoT Hub.

Судя по их достижениям, Кравченко верит, что у этих проектов есть все, чтобы превратиться в полноценные компании. 

«Это один из первых хабов в Украине такой мощности. Мы знали, что будем иметь возможность экспериментировать и развиваться на ресурсах инкубатора, не меняя видение компании и не отвлекаясь на бюрократию рынка», — объясняет Федорчук свое решение пройти программу в IoT Hub.

По его словам, благодаря акселератору команда Senstone познакомилась с потенциальными инвесторами, приняла участие в ряде мероприятий в Украине, а также посетила выставку CES в США. «Поддержка при запуске и проведении краудфандинговой кампании была очень ценной и важной. Считаю, что это одна из самых нужных программ в Украине для основателей продуктовых проектов и компаний», — утверждает предприниматель. 

Назар Федорчук, основатель Senstone

Недавно IoT Hub исполнилось два года. За это время через лабораторию и акселератор прошло суммарно 16 проектов. Пока что команда продолжает помогать выпускникам, а также налаживает контакты в Европе, США и Китае. IoT Hub перешел на другую модель — кураторы отказались от Demo Day и Prototype Day, а также теперь работают с каждым стартапом отдельно. Набор новых проектов происходит на постоянной основе. 

«У всех проектов разная скорость развития. Поэтому мы хотим работать с каждой командой индивидуально», — объясняет такое решение Кравченко.

В будущем Кравченко не видит IoT Hub конвейером — таким как, к примеру, инкубатор Y Combinator, который выпускает десятки стартапов в год. Предприниматель не загадывает, сколько бы хотел иметь стартапов. Но добавляет, что минимально в акселераторе их должно быть 10 — чтобы диверсифицировать риски.

«Сейчас IoT Hub перерастает в большое сообщество, которое включает в себя, с одной стороны, уже успешных предпринимателей, и с другой — мечтателей, которые хотят что-то сделать. Мы становимся площадкой, которая будет выступать гарантом для стартапов, инвесторов, подрядчиков и других связанных людей», — делится планами Кравченко.

Напомним, ранее AIN.UA приводил интервью с основателем украинской компании Grammarly Максимом Литвином.