Каково провести восемь месяцев в симуляции миссии на Марсе

В середине сентября группа из шести людей вышла за пределы белого купола на склонах гавайского вулкана Мауна-Лоа, впервые за восемь месяцев вдохнув свежий воздух снаружи. Это была команда HI-SEAS - эксперимента, призванного исследовать, каково это жить людям длительный период на Марсе. Его проводил Университет Гавайев, а спонсировало NASA.

В рамках эксперимента, команда жила под белым куполом восемь месяцев, работая над научными проектами и совершая короткие вылазки наружу в "открытый космос" только в скафандрах. Издание The Verge поговорило с одной из участников эксперимента, бывшим инженером Google Лаурой Ларк, о том, каково это - попрощаться со всем земным и провести в замкнутом пространстве с пятью незнакомыми людьми почти год.

Лаура не имела никакого опыта в проектах связанных с космосом, но всегда хотела поучаствовать в одной из подобных миссий-симуляций. До HI-SEAS она пять лет проработала разработчиком в Google. Но ради эксперимента ей пришлось уволиться. «Вероятно, это так близко к тому, чтобы стать астронавтом, как только я смогу дойти. Вдобавок, участие в миссии внесет реальную лепту в пилотируемые космические полеты. Исследования в рамках HI-SEAS будут критичными в подборе правильных команд для полета на Марс или других миссий в глубоком космосе», — объясняет решение Ларк.

Жилище участников миссии. Здесь и далее фото Университета Гавайев.

Самым сложным в подготовке к восьми месяцам она называет увольнение с работы и передачу всех доступов к своим аккаунтам мужу. В последнем ей повезло — она была единственной, кто был в браке. Поэтому у нее был близкий человек, который «оставался на Земле» и мог взять на себя часть обязанностей. Под куполом у исследователей не было доступа к интернету, поэтому нужно было настроить все переадрессации и передать мужу логины и пароли. «Но кроме этого, процесс не особо отличался от сборов в очень продолжительное путешествие», — уточняет Лара.

С собой участники эксперимента могли взять два чемодана чего-либо не портящегося. Ларк упаковала чемодан одежды, полчемодана красок, карандашей, бумаги, пряжи и тканей — вещей, из которых она могла сделать что-то необходимое, чего не было под куполом. Вдобавок, она забрала с собой скрипку и Kindle с книгами.

Самым сложным в эксперименте она называет отрезанность от Земли. У команды не было коммуникаций в реальном времени — все происходило с 20-минутной задержкой, чтобы симулировать радиосвязь между Землей и Марсом. Поэтому команда могла обмениваться письмами или загружать файлы, но никакого Skype или мессенджеров не было.

Помимо общения с родными, это также усложняло решение проблем, необходимой информации о которых не было. «Когда у нас проблемы с сетью, я проводила диагностику с внешней командой поддержки. Но вся коммуникация проходила с 20-минутной задержкой, а определить, какую именно информацию тебе нужно отправить, довольно сложно. Любое недопонимание стоит значительных затрат времени», — объясняет Лара, исполнявшая роль IT-специалиста миссии.

Вопреки ожиданиям, исследовательница не скучала по прогулкам на воздухе или свежей пище. К их отсутствию она адаптировалась достаточно быстро. Хотя у каждого члена команды была своя ностальгия. К концу миссии в разговоре за обедом все часто вспоминали McDonald`s и Taco Bell.

Основное время исследователи проводили за геологическими изысканиями, собирая, обрабатывая данные и готовя отчеты, согласно специализации каждого. Команда также поддерживала работу систем жилища, а остальное время тратила на социальное взаимодействие между участниками. Больше всего они любили смотреть фильмы, а раз в неделю устраивали ночь игр.

Одним из приоритетов всей команды была ее сплоченность: все согласились целенаправленно работать над отношениями и командным взаимодействием в течение всей миссии. Конфликты неизбежны, когда несколько людей изолированы в одном пространстве. «Что действительно важно, это то, как люди работают с конфликтами и как поддерживают отношения, чтобы их избежать», — говорит Ларк. Команда вкладывала много усилий, чтобы сохранять отношения между собой и держать мораль на высоком уровне. Для этого они проводили время вместе и старались поддерживать атмосферу открытости: если кого-то что-то раздражало, он мог сесть и поделиться.

«Когда конфликт неотвратимо возникает, мы стараемся справиться с ним быстро, честно, открыто и по-доброму, чтобы разрешить его, а не оставлять нависать над головами», — объясняет Лаура.

С приближением конца миссии люди понимали, что их пути разойдутся и все вернутся к нормальной жизни. Поэтому команда старалась проводить больше времени за общением. С другой стороны, увеличился объем работы — необходимы было готовить финальные отчеты, собирать последние данные экспериментов. «Поэтому уровень стресса немного подскочил. Но, в общем, к этому моменту у нас было так много практики совместной работы, что мы работали сообща, укладывались в сроки и не нужно было игнорировать друг друга все время», — рассказывает Ларк.

Команда пятой миссии HI-SEAS. Фото: Университет Гавайев

Когда спустя восемь месяцев шесть человек вышли за пределы купола без скафандров впервые, они заново открыли для себя местность вокруг: ограниченная видимость костюмов скрывала детали. «Это немного грустно. Миссия завершена. Это была огромная возможность и действительно круто, что удалось поучаствовать. Но также захватывающе то, что каждый из нас возьмет с собой что-то, чему мы научились вместе, и продолжит жить и строить карьеру. Уверена, наши пути еще пересекутся», — заключает Лаура.