Единственный спойлер в этой рецензии: “Если вам кажется, что все закончится хорошо, вы были невнимательны”, – Рамси Болтон
Что здесь вообще происходит
В первом фильме мы попадаем в мир уже не очень отдаленного будущего – 2019 года. Человечество пережило разрушительную войну, окончательно профукало земную экологию, и сейчас выжить ему помогают андроиды-репликанты, внешне неотличимые от людей. Их производит корпорация Tyrell.
Они либо рабски вкалывают на внеземных колониях, либо служат людям на Земле. Репликанты – совершенные существа, однако люди искусственно ограничивают им время жизни до четырех лет.
Андроиды, которых такое положение вещей не устраивает, ударяются в бега или бунт, за ними охотятся специально обученные люди – blade runners, бегущие по лезвию (в книге Филипа Дика, по которой снят фильм, они называются попроще -“охотники за премиальными”). Первый фильм как раз рассказывает историю бегущего по лезвию Рика Декарда (его играет Харрисон Форд).
События второго фильма разворачиваются 30 лет спустя. Фильм идет почти три часа и все равно остается ощущение, что режиссеру не хватило экранного времени и мы еще увидим режиссерскую версию. Вильнев попросил Люка Скотта – сына Ридли Скотта, режиссера оригинального “Блейдраннера”, снять приквелы к “Бегущий по лезвию 2049” (перед походом в кино их смотреть необязательно, однако они кое-что проясняют в сюжетных конфликтах).
До 2049 года люди успели запретить и разрешить производство репликантов – на сей раз полностью послушных и не склонных к революциям – текущий владелец Tyrell Ниандер Уоллес демонстрирует степень послушания, приказывая андроиду убить себя с помощью подручных средств на глазах у публики. В 2022 году также случился блэкаут – глобальное отключение энергии, стершее почти все базы данных так, что история 2049 года начинается, так скажем, с чистого листа.
Это не те дроиды, которых вы ищете
Как и многие другие фильмы о человекоподобных роботах, первый “Бегущий по лезвию” заставляет зрителей симпатизировать скорей “бездушным” андроидам, чем людям, которые их угнетают и охотятся за ними.
Финальная сцена, где красиво умирает герой Рутгера Хауэра, репликант Рой Батти, не оставляет зрителю выбора, кроме как сочувствовать репликантам. Если вы собираетесь пойти на продолжение – готовьтесь к подобным переживаниям.
Герой второго фильма – безжалостный “бегущий по лезвию” в исполнении Райяна Гослинга, и сюжет начинает разворачиваться со сцены его охоты на сбежавшего репликанта. Это вся конкретика, которую мы можем озвучить о сюжете, чтобы вылавировать среди спойлеров.
Поэтому поговорим об атмосфере сиквела. Первый фильм критиковали за выдающуюся неспешность. Кинокритик Шейла Бенсон из Los Angeles Times даже наименовала его “Ползущим по лезвию”.
Второй фильм продолжает эту традицию. Сумрачный мегаполис будущего выстроен по заветам киберпанка – high tech, low life, яркие голографические витрины отражаются в черных лужах, под дождем мокнут копы, бродяги и проститутки, и никто никуда не спешит. Длинные пролеты камеры, кадры с неподвижной натурой, долгие паузы в диалогах – экшен-сцены, которые зрителю обещает название, здесь очень редки. Первая половина фильма может поэтому показаться немного затянутой, но ближе к концу драматический конфликт медленно, но верно захватит ваше внимание.
И не обманывайтесь яркими скриншотами – цветовая гамма фильма ровно такая, какой и следовало ожидать от мрачного мегаполиса из классического киберпанк-романа. Серые стены, мокрый асфальт, ржавчина, вечный дождь.
Любовь или программирование?
Это – цитата из фильма-продолжения, и в целом она отражает основной конфликт фильма: могут ли репликанты быть человечными, и чего им для этого не хватает? В книге “Мечтают ли андроиды об электроовцах” противопоставление людей и андроидов – не такое однозначное. Она даже начинается с того, как живые люди программируют себе настроение на день, выбирая между “закатить семейный скандал”, “предаться бурной страсти”, “впасть в депрессию” или “настроиться на продуктивную работу”.
Основным маркером человечности в книге является способность заботиться о ком-то еще. В мире, где экология безвозвратно загублена, высшая роскошь – завести себе живое животное. Главного героя даже пытаются подкупить взяткой в виде живой совы (редакция от такой взятки тоже не отказалась бы). Склонность к эмпатии, к заботе о другом живом существе – именно та грань лезвия, которая отделяет человечное и бесчеловечное.
В книге люди судят андроидов по тому, что те принципиально не способны сопереживать и помогать ближним. На способности к эмпатии работает тест Войта-Кампфа – испытуемому задают милые вопросы о блюдах из вареных собак и портфелях из детской кожи – и следят за ним. Человека от таких вопросов сразу передернет, а андроид сможет только симулировать реакцию с запозданием.
Режиссер Дени Вильнев прогоняет зрителя через подобный тест: можно ли сопереживать андроиду? А если андроид во всем похож на человека? А если он искренне страдает? И куда в таком случае исчезает грань различия между андроидами и людьми?
Стоит ли смотреть
Если вы – фанат киберпанка, нуара и вам нравился “Бегущий по лезвию” 1982 года – стоит. Идти ли в кино или устроить просмотр на домашнем кинотеатре – дело ваше, но учитывайте, что как и в фильмах Нолана, здесь музыка и звук обеспечивают, наверное, половину всего впечатления (музыку для фильма помогал создавать выдающийся кинокомпозитор Ханс Циммер). Если вам не нравятся затянутые фильмы, полные многозначительных пауз и героев, смотрящих в никуда – не стоит.
Что нам понравилось: Внимательное отношение к оригиналу и его метафорам (даже фигурку-оригами не забыли), музыка, звуковое сопровождение, визуальный ряд, атмосфера, локации, сюжетный конфликт и его разрешение.
Что нам не понравилось: Главный злодей. Даже с пламенем изо рта и демоническими рогами на голове он не получился бы настолько карикатурным, как в фильме. И да, 2 часа 43 минуты – это немного слишком для кинотеатра: “Бегущий” почти догнал первого “Властелина колец”.
Несколько фактов о “Бегущем по лезвию” и “Бегущем по лезвию 2049”:
- В первом фильме в сцене, где Декард пытается остановить Рейчел, он ее отталкивает. Выражение боли и шока на лице актрисы – искреннее, поскольку сцена у Харрисона Форда не получалась, и он толкнул ее сильнее, чем следовало. Во время съемок “Бегущего по лезвию 2049” Форд, снимаясь в драке с Гослингом, по-настоящему ударил его в лицо. Затем предложил угостить его виски в качестве извинения. Не снимайтесь с Фордом в общих сценах, иначе получится так:
- Режиссер Дени Вильнев о сиквеле: “Я знаю, что буквально каждый фанат старого фильма пойдет в кинотеатр с битой наперевес. Я это понимаю, ведь искусство – это риск. Приходится рисковать. Это, наверное, самый значительный риск в мой жизни… Я мечтал снять научную фантастику с тех пор, как мне исполнилось 10 лет. Я отказывал в съемках множеству сиквелов. Но я не смог отказать “Бегущему по лезвию”.
- Роль бегущего по лезвию в новом фильме создавалась специально под актера Райана Гослинга. Режиссер не мог представить себе кого-то другого на его месте.
- Филип Дик не видел “Бегущего по лезвию” 1982 года, только первые 20 минут. Но фильм его поразил, он говорил о том, что режиссеру удалось идеально воссоздать его внутренний мир. Ни режиссер Ридли Скотт, ни сценарист Дэвид Уэбб Пиплз не читали книгу.
- Если вас еще с первого фильма терзают сомнения насчет того, репликант ли Рик Декард – мучайтесь дальше и надейтесь на третью часть.