Изначально биткоин был экспериментом в области экономики и политики — проектом, который все могли использовать в своих целях и который никто не контролировал, особенно власти отдельных государств. Новая валюта стала идеальным отображением либертарианских взглядов. Несмотря на политическую «независимость» биткоина, китайские компании и отдельные пользователи доминируют и властвуют над валютой. Посмотрите только на крупнейшего добытчика биткоина в мире с двумя пулами, которые контролируют почти 30% мощности сети — это китайская компания Bitmain. Казалось бы, китайцы затеяли свой либертарианский протест против правящей коммунистической партии, однако это не так.
«В Китае биткоин это одно дело, а в Америке и Европе — другое. Правительство говорит, что это не валюта, а товар, поэтому нет никаких шансов, что биткоин будет хоть как-то конкурировать с юанями. Биткоин это отличная идея, но мы в Китае больше нацелены на блокчейн», — говорит Джек Ляо, генеральный директор гонконгской майнинговой компании LightningASIC.
Вместо того, чтобы использовать технологию или сам биткоин в качестве общедоступной криптовалюты, китайские банки хотят создать собственную сеть, которая будет обслуживаться «своими администраторами» и будет стоить меньше, чем используемая сегодня система. Под «администраторами» подразумеваются сами банки или центральные банки. Многие люди поддерживают эту тактику — они просто не верят в либертарианскую политику биткоина, не заинтересованы в потенциале валюты для политических изменений. Их аргумент прост: контролируемая государством экономика процветает и растет, а какие выгоды принесет биткоин?
Но есть и другая каста — люди, которые заинтересованы в простом заработке на валюте. На сегодняшний день рынок инвестиций в Китае довольно жестко контролируется, и простым людям некуда вкладывать деньги. «В Китае не так много хороших инвестиционных решений для простого народа. Многие переживают об инфляции, чувствуют себя неуверенно в своем финансовом состоянии. Они покупают биткоины просто потому, что думают, что это обретет какую-то ценность в будущем», — говорит Эрик Чжао, инженер Китайской академии наук в Шанхае.
4 сентября центральный банк Китая начал делать первые шаги в сторону запрета торговли криптовалютой. Сперва власти запретили проведение ICO, следом начали закрываться криптовалютные биржи и обменники, а вскоре запрещенным может стать и майнинг биткоина. Правительство контролирует свою валюту, но не может контролировать биткоин — это главная причина запретов.
В 2015 году правительство девальвировало юань в попытках поднять экономику и встряхнуть мировые рынки, из-за чего пострадали жители Китая — подорожало все, начиная от австралийской говядины, заканчивая новозеландским молоком. Поэтому вопрос уверенности в своем финансовом будущем у некоторых граждан стоит очень остро. «Они не смогут девальвировать биткоин, просто напечатав больше денег, в отличие от юаня», — говорит один из жителей Пекина, пожелавший остаться инкогнито.
При этом правительство совершенно не волнует технология, на которой построен биткоин — блокчейн. Несмотря на всю драматичность ситуации, крупнейшая майнинговая компания Bitmain все же настроена оптимистично — у нее есть масса возможностей для развития и внедрения технологии в различных областях. К тому же, Bitmain — это только верхушка айсберга, ведь реальные показатели заинтересованности китайских компаний блокчейном намного выше.
В мае прошлого года Wanxiang Group, один из крупнейших в мире производителей автозапчастей, спонсировал блокчейн-хакатон в Нью-Йорке. Компания планирует построить на основе технологии умный город площадью 9 км² и планирует заселить туда 90 000 человек. Инвестиции в проект — $30 млрд. Когда генеральный директор Wanxiang описывал концепцию и показывал потенциальным сотрудникам презентацию проекта, разработчики в зале были ошеломлены. «Это настолько огромный проект, что мне даже трудно поверить», — сказал один из присутствовавших на презентации программистов. На заметку: планируется создать 200 таких городов.
«Китайские компании двигаются в этом направлении намного быстрее остальных. А их масштабы поражают», — говорит Гаррик Хайлман из Кэмбриджского центра альтернативных финансов.
Например, гигант в области электронной коммерции JD.com еще в начале 2017 года выпустил основанную на блокчейне систему управления активами для фабрик. А его главный конкурент — Alibaba — запустил сервис, позволяющий благотворительным организациям и отдельным людям отслеживать расходования пожертвованных средств. Сегодня у всех этих компаний также есть собственные платежные системы, обрабатывающие миллиарды долларов в год, и это одно из приоритетных направлений для китайских гигантов.
Развитие технологии блокчейн в мире пока только начинается, но Китай уже становится уверенным лидером в этой области. По мере того, как страна переходит от сельскохозяйственной в индустриальную экономику, ей стоит заявить о себе, как о технологическом лидере. Возможно, блокчейн — один из способов сделать это.