Несколько недель назад я расстался со своим партнером по бизнесу. У нас было разное видение, амбиции, мотивация. Я подумал, что из-за этого мы не сможем вести дела должным образом.

Три дня назад уволился управляющий моего магазина. И я понял, что оказывается он делал вообще все. И что у меня нет времени на то, чтобы найти человека ему на замену и всему обучить.

Но правда в том, что цифры падали, на горизонте маячили более заманчивые возможности и моя мотивация снижалась. Я полностью потерял интерес к собственной компании.

Я написал этот пост, чтобы разобраться в том, что произошло.

Что такое дропшиппинг

Вот как это объясняют в Shopify:

Дропшиппинг – это фулфилмент для ритейла, при котором магазин не держит товары в ассортименте. Вместо этого, когда происходит продажа, магазин покупает нужный товар у стороннего поставщика и поставляет напрямую покупателю. То есть продавец ни разу не видел и не держал в руках продукт.

Самый простой метод, который я использовал – пойти на Aliexpress, найти там поставщиков, интегрировать их продукты в свой магазин и продвигать их страницы через социальные сети (преимущественно в Facebook и Instagram). Shopify, Aliexpress и Facebook Ads – этого достаточно, чтобы запустить бизнес. Если вы думаете, как круто, что сегодня можно запустить онлайн-бизнес, не имея технических скилов, то да – так оно и есть.

Почему я запустил дропшиппинг-бизнес

Если на чистоту, потому что я был разорен и по уши в долгах, выживая на Бали. В тот момент, когда я буквально пытался отыскать свой путь, я услышал про электронную коммерцию и дропшиппинг.

Я решил уйти с работы, на которой проработал всего месяц, и сосредоточиться на построении моего собственного онлайн-магазина с другом Ником, который жил в Париже. Больше всего в этой модели мне нравилось то, что:

  • всем можно управлять удаленно,
  • ты изучаешь вещи, которые могут пригодиться тебе в будущем,
  • возможность покинуть крысиные бега, в которых я на тот момент увяз.

За шесть месяцев я прошел от статуса бездомного человека с кучей долгов до бизнесмена, зарабатывающего $1100 в день. Иногда нам удавалось заработать $100 000 в месяц.

Делать деньги круто, но еще круче то, чему мы учимся в процессе и кем становимся. В этом смысле запуск бизнеса был довольно интенсивен и крут. Поначалу. Для себя я вынес три урока, которые не столько про бизнес, сколько про способ мышления.

#1 - я могу зарабатывать деньги, и это нормально

Ну вы знаете, когда ты месяцами/годами безуспешно пытаешься что-то сделать, и вот у тебя наконец получилось. В следующий раз, когда ты попробуешь то же самое, на успех у тебя уйдут дни/недели, верно?

То же самое и тут. Я обнаружил, что могу самостоятельно зарабатывать столько денег, сколько мне и не снилось. И еще я понял, что люди, которые так делают, ничем не отличаются от меня. Просто они делают то, что приносит результаты.

Когда ты начал с 0 и менее чем за год достиг продаж на сумму $750 000 благодаря тому, что нагуглил, как делать то, о чем ты понятия не имел раньше, и стал действовать – твой мозг вдруг понимает: “вау, так это реально возможно!”. Более того, твой разум раскрывается шире, ты начинаешь общаться с людьми, которые зарабатывают столько же (или больше), ты видишь все больше возможностей и осознаешь, что чего бы ты не достиг, ты можешь это повторить и приумножить в будущем.

#2 - хлопоты сильно переоценивают

Я большой фанат Гари Вайнерчука и обожаю его мысли про хлопоты. Мне достаточно посмотреть 5 минут его блог, чтобы зарядиться вдохновением и мотивацией на работу. Наконец, все эти советы “надо хлопотать”, “надо работать по 10 дней в неделю по 50 часов в день” – удивительная глупость. Как только бизнес запущен (то есть прибылен), нужно работать не больше, а умнее. Существует миллионы способов быть занятым, но это не значит, что вы должны таковым быть.

В какой-то момент бизнесу нужно больше видения, а рутину стоит отдать на аутсорс. Бизнесом должен управлять человек, который способен работать с умом, а не много. Ясность и качество важнее количества.

Я совершенно упустил из виду эту истину в рамках прошедших 11 месяцев.

#3 – ошибаться не “нормально” – это необходимо

В нашем бизнесе главный секрет – тестирование. Ты тестируешь продукты, аудиторию, новые методы. Есть несколько основных принципов, которых имеет смысл придерживаться. Но в целом, чем больше ты тестируешь, тем больше у тебя разных результатов. И чем больше информации ты извлекаешь из этих результатов, тем лучше ты понимаешь, как все работает.

Так почему же я остановился?

В начале статьи я перечислил триггеры, которые послужили толчком закрыть бизнес: цифры упали, партнер ушел, менеджер уволился. Но истинные причины глубже. “Я почувствовал, что мы не приносим пользы”, – так мне сказал мой менеджер перед уходом. И он прав. Клиенты и сами могут зайти на AliExpress и получить те же товары от тех же поставщиков. Зачем им платить в три раза больше в нашем магазине?

Да, у нас есть маркетинг. Мы подсовываем эти товары им на глаза в Facebook, но этого мало. По-моему. Мы просто делаем наценку на продукты, которые они могут найти сами, доставляем их дольше, чем любой интернет-магазин, и называем это бизнесом.

Есть несколько способов добавить пользы. По мне, самый главный – создать продукт самостоятельно и продать его.

Сам по себе бизнес – это довольно скучно (в итоге)

Большинство знакомых дропшипперов проводят свои дни за ноутбуком, пытаясь снизить стоимость конверсий, повысить коэффициент конверсии на своих сайтах или найти трендовый продукт. Конечно, вы получаете свободу и независимость – это я ценил вначале и ценю до сих пор.

Но в конце концов ты понимаешь, что просто покупаешь дешевые вещи и перепродаешь их дороже. Это, пожалуй, самая базовая форма торговли, и круто, что теперь ее можно реализовать онлайн, но мы ничего не изобретаем здесь, не решаем никаких проблем и не делаем людей счастливее.

Лично для меня лучшая часть всего этого – возможность изучать новые инструменты, концепции, техники, которых я раньше не знал. Теперь все эти навыки у меня есть и с ними я могу создать что-то полезное.

Несколько месяцев назад я связался с компанией, в которой проработал год на Бали, и они предложили мне снова с ними сотрудничать. На этот раз не в качестве работника, а в качестве партнера. Это диджитал-агентство, которое изначально занималось разработкой сайтов, веб-дизайном и SEO. С тех пор они стали расти намного быстрее. Они базируются на Бали, а я решил еще несколько лет пожить в Индонезии. Кроме того, индонезийский рынок растет как сумасшедший и до сих пор многие его недооценивают, тем самым давая больше возможностей локального и глобального роста таким агентствам.

Думаю, работая с ними я научусь многому новому. Я чувствую, что становлюсь частью семьи из 40 амбициозных человек с далекоидущими планами и целями, которые готовы тяжело работать, чтобы их воплотить. Закрыв свой магазин, я смогу больше времени посвящать новой работе.

Закрытие бизнеса – это не так грустно

Единственное, о чем я жалею, закрывая бизнес – людях, которые останутся без работы. Когда так долго работал с людьми, тяжело их бросать. Но это тоже часть приключения – пользуясь преимуществами, мы также должны учитывать риски. Сегодня я смотрю на ситуацию, как на такую, из которой нужно вынести уроки, принять и двигаться дальше. И в будущем создавать более значимые и полезные бизнесы.