27 сентября 2008 года компания MidAmerican Energy, которой управляет холдинг Баффета Berkshire Hathaway, объявила о вложении $230 млн в китайское предприятие под названием BYD. Оно было основано в 1995 году и стояло на заре внедрения электротранспорта.

Сейчас у компании самый высокие продажи в этой категории на китайском рынке, а стоимость акций за прошлый год выросла на 60%. Выкупленная девять лет назад доля MidAmerican Energy стоит уже более $1,9 млрд. Рост не остановила даже новость о грядущей отмене субсидий и налоговых поблажек на электротранспорт в Китае.

Дороже всего акции BYD торговались в октябре 2009 года — по $88 гонконгских долларов. Вернуться к рекордному показателю ценные бумаги смогли лишь в этом месяце, когда официальные чины Китая объявили о плане поэтапно свернуть все продажи транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Заявление последовало за схожими высказываниями от правительств Франции, Великобритании, Индии. Впрочем, никакого календарного расписания по исполнению запрета не огласили.

Сразу после официальных комментариев власти акции BYD показали кратковременный скачок стоимости на 50%. За июль компания отгрузила около 25 000 пассажирских транспортных средств на электротяге — а это около 20% от всего рынка.

Ее главный конкурент BAIC Motor, занимающий вторую позицию по продажам, ведет дела гораздо хуже и серьезно отстает. Правда, ситуация могла бы улучшиться, если бы в рейтинге учитывались продажи ее дочернего производителя BJEV, чьи июльские результаты — 19 765 машин. Но эти успехи нивелировало провальное сотрудничество BAIC с южнокорейским Hyundai. Автопроизводитель попал под торговые санкции после развертывания властями Кореи противоракетного щита и ухудшения отношений между государствами.

Китай, который активно вкладывается в возобновляемую энергетику, уже добился большего прогресса на пути перехода к электротранспорту, чем любая другая страна: все благодаря бюджетному субсидированию. В 2016 году продажи полностью электрических и гибридных «средств передвижения» достигли полумиллиона экземпляров, в 2020 запланировано выйти на уровень 2 млн проданных авто. В августе этого года общие продажи рынка составили 320 000 штук — и около 80% пришлось на полностью электрические модели. Спрос на авто для пассажирских перевозок входит в эту статистику.

Согласно июньскому отчету международной консалтинговой компании McKinsey, за 2016 год на китайском рынке появилось 25 новых электрических моделей — общий выбор возрос до 75 вариантов. И это снова больше чем в любой другой стране.

В июне также появились черновые варианты законопроекта, обязывающего автопроизводителей продавать некоторое количество электромобилей, по установленной квоте от общего числа. Глава BYD Ванг Чуанфу рассказал, что ожидает «полной электризации» страны к 2030 году — но аналитики и другие участники рынка называют эти прогнозы нереальными, а также списывают их на активное лоббирование государственной поддержки.

Но есть другая компания, чьи акции подскочили еще выше, чем у BYD — без таких внушительных продаж. Geely, автопроизводитель из города Чжэцзян и владелец шведской Volvo, тоже наблюдала рекордный рост собственных акций. Продажи ее пассажирских электромобилей при этом достигли всего 7 000 машин за год. Но согласно анонсам — перспективы гораздо больше.

Geely намерена электрифицировать лондонские такси после поглощения компании, владеющей черными кэбами. Также в ее планах к 2020 году добиться того, чтобы 90% проданных авто были электрическими. После рассказа о таких амбициях акции Geely подскочили в цене на 24%, пусть и с последующей коррекцией. За год прибавка стоимости составила 200%.

И все таки, на горизонте маячат как минимум несколько проблем, способных охладить энтузиазм изготовителей и акционеров. Главная из них — власти Китая объявили о планах отказаться от масштабного субсидирования (сейчас дотации покрывают около четверти стоимости средней электромашины) уже к 2020 году.