Инвестиции фонда Digital Sky Technologies (DST Global) российских миллиардеров Юрия Мильнера и Алишера Усманова в крупные американские интернет-проекты вроде Facebook, Groupon, Twitter, Airbnb – не то, чтобы тайна за семью печатями. Тем не менее, публикация Paradise Papers – документов об офшорах, которые в воскресенье выложил Международный консорциум журналистских расследований – вызвала в американских и британских СМИ сильный резонанс. Ведь в них излагаются детали подобных инвестиций, в которых участвовали российский банк ВТБ, “Газпром” и Джаред Кушнер, зять текущего президента США Дональда Трампа, занимающий пост советника президента.
Согласно свежеопубликованным данным ВТБ вложил в Twitter $191 млн в 2011 году. Примерно в то же время “Газпром” инвестировал в непрозрачную оффшорную компанию, которая, в свою очередь, профинансировала инвестиционный механизм, который владел акциями Facebook на сумму $1 млрд, пишет The Guardian. Всю инвестиционную схему издание изобразило на инфографике:
Информация о том, что две крупнейшие технологические компании США финансировались российскими организациями, имеющими связи с Кремлем, сильно резонирует с вероятностью скрытого использования россиянами их платформ с целью влияния на президентские выборы в США в 2016 году, в ходе которых победил Трамп. На подозрения наводит и связь Мильнера с Кушнером, учитывая, что первый в прошлом выступал советником российского правительства по технологиям, а второй ныне является советником президента США.
Все началось в 2005 году, когда “Газпром” стал вкладывать деньги в офшорную компанию Kanton Services, зарегистрированную на Британских Виргинских островах. На тот момент генеральным директором “Газпрома” был Алишер Усманов, а сам инвестхолдинг использовался Кремлем для ренационализации активов, распроданных в 90-х. «Газпром» фактически взял под контроль Kanton в 2009 году за $920 млн.
А в 2011-м Kanton приобрел мажоритарный пакет в DST USA II – инвестиционном механизме, который связывали с Мильнером. К 2012 году DST USA II купил более чем 50 млн акций Facebook или 3% компании. В последующие месяцы активы DST USA II передали компании Усманова, которая продала акции Facebook на сумму $1 млрд при значительной прибыли после того, как социальная сеть разместилась на фондовом рынке.
Также, по данным документов, ВТБ вложил $191 млн в еще один механизм DST Investments 3, зарегистрированный на Острове Мэн, который в свою очередь купил 11 млн акций Twitter в 2011 году. Когда компания готовилась к выходу на IPO в 2013 году, ВТБ по сути владел 2% акций Twitter. По данным Мильнера, этот актив продали в 2014 году, незадолго до введения США санкций против ВТБ и “Газпрома” из-за кремлевской агрессии в Украине. Контроль над DST Investments 3 перешел к все той же Kanton, которую связывают с Усмановым и которая участвовала в сделке с Facebook.
По словам Мильнера, ВТБ не пытались купить влияние на Twitter, однако он признает, что это “учреждение, контролируемое российским правительством”. Он также заявил, что не знал о том, что “Газпром” приобрел акции Facebook. Инвестор утверждает, что все сделки с его участием осуществлялись, когда отношения между Россией и США еще не были столь напряженными, и это лишь малая часть его инвестиционного портфолио.
В 2015 году Мильнер также вложил $50 млн в нью-йоркский стартап Cadre, который в 2014 году соосновал Куншер. Однако Мильнер настаивает, что инвестировал сугубо в коммерческих целях и лично общался с Куншером всего один раз на отвлеченные темы. “Я не участвую в какой-либо политической деятельности. Я не финансирую какую-либо политическую деятельность”, – заявил он.
Напомним, Facebook во время выборов президента продал рекламы на $100 000 кремлевской «фабрике троллей». Причем это была реклама, таргетированная на избирателей.