Данных у Vodafone очень много. По словам Александра Марфина, Big Data Team в «Vodafone Украина», ежедневно через сеть оператора его абоненты генерируют примерно 400 ТБ информации. По объему это все равно что прослушать 44 млн треков Монатика или поставить 365 млрд лайков.

Суммарные же объемы данных, по словам представителей компании, исчисляются петабайтами. Компания не скрывает, что монетизирует их, однако подчеркивает, что не передает данные напрямую заказчику (даже несмотря на то, что они обезличены) – вместо этого аналитики «Vodafone Украина» обрабатывают их внутри: строят математические модели, которые предсказывают поведение пользователей, опираясь на исторические данные. А заказчику выдают готовый продукт, который позволит решить конкретно его проблему, например, снизить отток пользовательской базы или предлагать наиболее релевантные товары и услуги.

Оператор уже реализовал немало реальных Big Data проектов для госструктур. Например, для Львова Vodafone собирал данные, которые позволят улучшить транспортную систему города – оптимизировать маршруты городского транспорта, разгрузить дороги. А недавно оператор передал большой массив данных и Киеву. Городским властям Vodafone Украина предоставляет данные бесплатно.

Бизнесу такая услуга влетит в копеечку: точные тарифы оператор не раскрывает, но утверждает, что собрать достаточно данных самостоятельно будет дороже. «Vodafone Украина», в частности, сотрудничает с украинскими ритейлерами, которые с помощью ее Big Data могут узнать, кто их покупатель, где он живет, как передвигается по городу и, соответственно, где лучше построить новую торговую точку.

Также Big Data помогает торговым центрам привлекать новых посетителей, рекламным агентствам – эффективнее размещать рекламу, финучреждениям – создавать кредитные продукты, IT-компаниям – узнавать, как лучше мотивировать своих сотрудников, чтобы они спокойно работали и были счастливы.

«Vodafone Украина» только начинает монетизировать свои Big Data. Однако, в компании надеются, что уже в 2018 году такие услуги станут полноценной статьей дохода.

Оператор использует Big Data и в своей работе – для оптимизации собственных бизнес-процессов, разработки тарифов и специальных предложений. Частью своей реальной Big Data компания намерена поделиться в рамках трехмесячного проекта Big Data Lab. Участники программы получат доступ к зашифрованным и обезличенным данным 100 000 абонентов из Западной Украины, и смогут использовать их для разработки своих проектов.

Объем данных составит примерно 200 ГБ. Vodafone предоставит участникам вычислительные мощности, в том числе для тех, кто “любит побаловаться с нейронными сетями”. Регистрация уже открыта. Лучшие проекты получат менторскую поддержку Vodafone и будут представлены инвесторам.

Принять участие в проекте смогут как корпоративные команды разработчиков, так и студенческие коллективы и независимые IT-специалистов. Требования к участникам: знание статистического анализа данных, опыт работы с Python / R. и креативность.

Как отметила СЕО «Vodafone Украина» Ольга Устинова, в Украине не хватает качественных математиков и аналитиков больших данных, которые в ближайшем будущем будут очень востребованы. Вместе с тем, классическое образование не позволяет подготовить специалистов, которые могли бы удовлетворить этот спрос. Поэтому Big Data Lab хочет не только дать возможность талантливым людям освоить эту профессию, но заодно вырастить кадры для себя. Лучшие участники могут получить работу в «Vodafone Украина».