17 января 2016 года я создал «Букер» — Telegram-канал про книги. Спустя полтора года и 460 постов на него подписался десятитысячный читатель.
Небольшой дисклеймер. Этот материал, как и любой другой, не расскажет вам о секретах успешности в Telegram, и не ответит на вселенский вопрос «заводить ли свой канал?». Хотите — заводите, а сомневаетесь — держитесь от этого дела подальше, сэкономите время, нервы и деньги. Никакие правила, рекомендации и колонки с непреложными советами не превзойдут в полезности здравый смысл и хороший контент. Проще говоря, если хочется писать — надо выписаться.
Более того, я сам нарушил все возможные советы, которые так старательно описывают в статьях «20 шагов до успешного Telegram-канала». Я публиковал сообщения поздно ночью и по выходным, замолкал на месяц и строчил по десятку месседжей, продавал плохую рекламу и делал это часто, обменивался упоминаниями с ужасными каналами, срывал договоренности, делал идиотские опечатки, забивал на авторские права, завел полумертвый чат и безжалостно удалял оттуда подписчиков. Неплохой послужной список для канала о литературе.
На всякий случай — так делать не нужно. Помешало ли это набрать 10 000 читателей? Нет. Влияет ли на активность? Да, и в худшую сторону.
А ещё смиритесь с очевидными истинами. Чем раньше вы бы завели канал — тем сильнее подняли его узнаваемость. В январе 2016 года в Telegram были только самые отчаянные и заинтересованные авторы, которых не пугала скромная аудитория и непривычные реалии площадки. Я оказался там по случайности. И мне повезло — вскоре мессенджер буквально наводнили каналы про литературу и книги. Волна общего интереса к теме и публикации подборок в СМИ помогли набрать аудиторию.
Рассчитывать на те же обстоятельства сегодня — наивно. Издания и люди устали от бесконечного списка каналов, авторские блоги потеснили креативщики, перекочевавшие из других социальных сетей и желающие заработать. Если бы история “Букера” началась месяц назад, без рекламных вложений празднование десятитысячной подписки перенеслось бы на неопределенный срок.
Среди миллиона собственных ошибок мне остается констатировать только одну победу — я не потратился на рекламу. Помогли подборки, знакомство с другими авторами, взаимные упоминания и безденежье. Для достижения аналогичного результата можно обойтись последним пунктом.
Есть и более простой путь — определиться со своими ожиданиями. Бизнес-проект предполагает возврат инвестиций, а площадка для самовыражения ни к чему не обязывает.
Впрочем, затраты на продвижение не стоит считать пустой тратой. Потому что универсальных правил не существует: точная и хорошо оформленная рекламная публикация может здорово повлиять на количество читателей, а неопрятный пост в полумертвом канале — просто опустошить кошелек без видимого результата.
Еще один извлеченный урок за полтора года в статусе автора Telegram-канала — нужно стараться. Его я тоже с успехом проваливал. “Букер” был создан ради субъективных рассказов про актуальную и качественную литературу, без мыслей о возможной популярности. В один момент из-за работы и занятости пропало время и страсть к чтению. Пришлось листать страницы по диагонали, а порой и вовсе писать, не добравшись до середины произведения. Это чистой воды обман — и подписчики мгновенно его распознают. Да и признавать за собой подобное поведение горько и неприятно. Кроме того, благодаря специфике канала пофигизм отразился и на отношениях с издательствами — мне бесплатно отправляли книги, но нарядные обложки просто пылились на полках.
Не буду драматизировать и говорить про «обратную сторону славы» или «тяжелое бремя блогера». Хотя тащить посылки с бесплатными книжками та еще работенка, поберегите здоровье! Просто намекну — убедитесь, что ваше увлечение вызывает достаточно энтузиазма. Мне пришлось брать немалые перерывы, чтобы вновь осознать это, причём смирившись с неизбежными компромиссами.
К примеру, могу ли я компетентно писать про литературу для 10 000 подписчиков? Простой ответ — нет. Я не литературный критик и ни компетенции ни наглости им называться у меня нет. Долгое время результатами этих размышлений были напыщенные и псевдо-сложные тексты. Не поступайте так — продолжайте использовать присущий вам язык и по мере возможностей расширять знания. Вспомните про энтузиазм! А потом снова про бесполезность советов.
Любая точка зрения на ситуацию верна. С одной стороны, все известные человечеству темы уже заняты популярными каналами, а также их менее остроумными клонами. И у канала с цитатами Джейсона Стейтема на узбекском языке всегда будет больше подписчиков. Иногда кратно больше. С другой стороны, Telegram на слуху, а минимальные вложения/знакомства и поставленный слог обеспечат вам популярность, заказы рекламодателей и возможность писать такие вот поучающие тексты.
Нельзя сказать, что 10 000 читателей на канале про литературу — универсальный кейс успеха. В Telegram существуют более регулярные и качественные блоги по теме. Для меня это оказалось проверкой на прочность — и вряд ли я прохожу ее с отличием. Впрочем, горький опыт может научить кого-то другого. Так что главное откровение я приберег напоследок.
Пожалуйста, не выбирайте в качестве юзернейма собственную фамилию.
Нет, это не удобно или красиво. Даже если она короткая. А если читаете это из будущего, где машина времени такой же обыденный гаджет как микроволновка, отправляйтесь в 17 января 2016 года и отговорите меня от этой «гениальной идеи».
И создайте Telegram-канал! Только не про книжки, пожалуйста.
Автор: Михаил Сапитон, создатель телеграм-канала “Букер”