Как я создал Telegram-канал на 10 000 читателей и чему научился
Михаил Сапитон создал свой Telegram-канал о книгах "Букер" около двух лет назад. Сейчас там 10 000 подписчиков и это один из самых популярных каналов, созданных украинцами. В своей колонке для AIN.UA Сапитон не пытается рассказать об универсальных правилах работы с Telegram-каналом. Наоборот, его пример показывает, что никаких секретов нет.
17 января 2016 года я создал «Букер» — Telegram-канал про книги. Спустя полтора года и 460 постов на него подписался десятитысячный читатель.
Небольшой дисклеймер. Этот материал, как и любой другой, не расскажет вам о секретах успешности в Telegram, и не ответит на вселенский вопрос «заводить ли свой канал?». Хотите — заводите, а сомневаетесь — держитесь от этого дела подальше, сэкономите время, нервы и деньги. Никакие правила, рекомендации и колонки с непреложными советами не превзойдут в полезности здравый смысл и хороший контент. Проще говоря, если хочется писать — надо выписаться.
Более того, я сам нарушил все возможные советы, которые так старательно описывают в статьях «20 шагов до успешного Telegram-канала». Я публиковал сообщения поздно ночью и по выходным, замолкал на месяц и строчил по десятку месседжей, продавал плохую рекламу и делал это часто, обменивался упоминаниями с ужасными каналами, срывал договоренности, делал идиотские опечатки, забивал на авторские права, завел полумертвый чат и безжалостно удалял оттуда подписчиков. Неплохой послужной список для канала о литературе.
На всякий случай — так делать не нужно. Помешало ли это набрать 10 000 читателей? Нет. Влияет ли на активность? Да, и в худшую сторону.
А ещё смиритесь с очевидными истинами. Чем раньше вы бы завели канал — тем сильнее подняли его узнаваемость. В январе 2016 года в Telegram были только самые отчаянные и заинтересованные авторы, которых не пугала скромная аудитория и непривычные реалии площадки. Я оказался там по случайности. И мне повезло — вскоре мессенджер буквально наводнили каналы про литературу и книги. Волна общего интереса к теме и публикации подборок в СМИ помогли набрать аудиторию.
Рассчитывать на те же обстоятельства сегодня — наивно. Издания и люди устали от бесконечного списка каналов, авторские блоги потеснили креативщики, перекочевавшие из других социальных сетей и желающие заработать. Если бы история «Букера» началась месяц назад, без рекламных вложений празднование десятитысячной подписки перенеслось бы на неопределенный срок.
Среди миллиона собственных ошибок мне остается констатировать только одну победу — я не потратился на рекламу. Помогли подборки, знакомство с другими авторами, взаимные упоминания и безденежье. Для достижения аналогичного результата можно обойтись последним пунктом.
Есть и более простой путь — определиться со своими ожиданиями. Бизнес-проект предполагает возврат инвестиций, а площадка для самовыражения ни к чему не обязывает.
Впрочем, затраты на продвижение не стоит считать пустой тратой. Потому что универсальных правил не существует: точная и хорошо оформленная рекламная публикация может здорово повлиять на количество читателей, а неопрятный пост в полумертвом канале — просто опустошить кошелек без видимого результата.
Еще один извлеченный урок за полтора года в статусе автора Telegram-канала — нужно стараться. Его я тоже с успехом проваливал. «Букер» был создан ради субъективных рассказов про актуальную и качественную литературу, без мыслей о возможной популярности. В один момент из-за работы и занятости пропало время и страсть к чтению. Пришлось листать страницы по диагонали, а порой и вовсе писать, не добравшись до середины произведения. Это чистой воды обман — и подписчики мгновенно его распознают. Да и признавать за собой подобное поведение горько и неприятно. Кроме того, благодаря специфике канала пофигизм отразился и на отношениях с издательствами — мне бесплатно отправляли книги, но нарядные обложки просто пылились на полках.
Не буду драматизировать и говорить про «обратную сторону славы» или «тяжелое бремя блогера». Хотя тащить посылки с бесплатными книжками та еще работенка, поберегите здоровье! Просто намекну — убедитесь, что ваше увлечение вызывает достаточно энтузиазма. Мне пришлось брать немалые перерывы, чтобы вновь осознать это, причём смирившись с неизбежными компромиссами.
К примеру, могу ли я компетентно писать про литературу для 10 000 подписчиков? Простой ответ — нет. Я не литературный критик и ни компетенции ни наглости им называться у меня нет. Долгое время результатами этих размышлений были напыщенные и псевдо-сложные тексты. Не поступайте так — продолжайте использовать присущий вам язык и по мере возможностей расширять знания. Вспомните про энтузиазм! А потом снова про бесполезность советов.
Любая точка зрения на ситуацию верна. С одной стороны, все известные человечеству темы уже заняты популярными каналами, а также их менее остроумными клонами. И у канала с цитатами Джейсона Стейтема на узбекском языке всегда будет больше подписчиков. Иногда кратно больше. С другой стороны, Telegram на слуху, а минимальные вложения/знакомства и поставленный слог обеспечат вам популярность, заказы рекламодателей и возможность писать такие вот поучающие тексты.
Нельзя сказать, что 10 000 читателей на канале про литературу — универсальный кейс успеха. В Telegram существуют более регулярные и качественные блоги по теме. Для меня это оказалось проверкой на прочность — и вряд ли я прохожу ее с отличием. Впрочем, горький опыт может научить кого-то другого. Так что главное откровение я приберег напоследок.
Пожалуйста, не выбирайте в качестве юзернейма собственную фамилию.
Нет, это не удобно или красиво. Даже если она короткая. А если читаете это из будущего, где машина времени такой же обыденный гаджет как микроволновка, отправляйтесь в 17 января 2016 года и отговорите меня от этой «гениальной идеи».
И создайте Telegram-канал! Только не про книжки, пожалуйста.
Автор: Михаил Сапитон, создатель телеграм-канала «Букер»
Комментарии | 16
Забавно, читая статью о канале в Телеграме, не видеть кнопки для её расшаривания в Телеграме. А ещё заодно хочу заметить, АИН, что ваш собственный канал грешит постоянными даже не дабл-, а мульти-постингами одной и той же новости. Как я понимаю, каждая правка статьи вызывает её репост в канал с новым урлом. Это… непрофессионально, в общем.
@ChinaGoodBuy — хороший канал со скидками, особенно в преддверии черной пятницы!
https://t.me/ChinaGoodBuy
Про «Букер» раніше не чула, дякую.
Також можу порадити @kinoman_ua. Новини кіно, найсвіжіші трейлери та дайджести прем'єр. Коротко про найважливіше, українською та зі смаком — переконайтесь самі на https://t.me/kinoman_ua.
Я еще могу порекомендовать этот канал https://t.me/saintservice
Сразу прибежали digital-специалисты, у которых нет ни копейки на нормальную рекламу 🙂
Раз все советуют каналы
Добавляйтесь в рейтинг https://channelgram.com/
уже 7608 каналов
или анализируйте чужую статистику например автора https://channelgram.com/telegram-sapiton =)
За месяц мой канал набрал 1000 подписчиков, через еще 15 дней их стало 1500. На рекламу ничего не тратил. Просто пишу о том, что действительно беспокоит людей в этом безумном цифровом мире.
Главное выбрать уникальную тематику, и радовать читателей качественным материалом.
https://telegram.me/joinchat/AsiUsj6_L4vn8IjPz5hytA — читаю вот этих ребят, там про маркетинг и все это вот, нормальный контент!
https://t.me/dustystories
Поделюсь тут и своим каналом )) Самые интересные истории — о средневековье и древнем Египте, викторианской эпохе, мифах и легендах, искусстве и книгах, архитектуре. Так же активно интересуюсь вопросом «что будет если вампир укусит зомби?» ))) Буду рада новым подписчикам!
Просто оставлю это здесь.новый канал о пиве:где,как,зачем,сколько.обзор пивных мест,сортов,закусок и всего,что касается этого пенного напитка
https://t.me/beerblog
@ChinaGoodBuy — хороший канал со скидками, особенно в преддверии черной пятницы!
https://t.me/ChinaGoodBuy
@Gadget_Tech
https://t.me/Gadget_Tech
Авторский блог о гаджетах и технологиях. Тенденции, направления, вызовы и все то, что мне так или иначе показалось стоящим внимания. Очень субъективний взгляд
Авторский блог о бизнесе, трендах, E-комерции. Присоединяйтесь и поддерживайте — http://t.me/teletrends
Отличный канал о Роскоши.? Подписывайся, чтобы знать сколько тратят Миллиардеры и что предпочитают. https://t.me/alligator_de_luxe
Как создала телеграм на 5 подписчиков? Зачем?
https://t.me/l_mod_vagner
Телеграм -канал о киевских барах и культуре пития в целом — https://t.me/kyivcocktails