Как делать подкасты — опыт Романа Рыбальченко c кейсом «Продуктивный Роман»

7492
5

Роман Рыбальченко — основатель маркетингового агентства Roman.ua и автор подкаста «Продуктивный Роман». Шоу стартовало в ноябре прошлого года и за 28 выпусков собрало стабильную аудиторию ( сегодня каждый выпуск слушает как минимум 1500 человек), а также внушительный список гостей, в числе которых руководители ведущих продуктовых компаний Украины и ближнего зарубежья. Редакция AIN.UA поговорила с Рыбальченко об экономике подкаста: сколько стоит выпуск одного эпизода, почему покупать собственное оборудование для записи — рискованная идея, и как подкасты переживают вторую волну популярности.

Ты упоминал, что производство одного выпуска обходится в $50. Из чего складывается эта сумма?

Порядка $25 уходит на студию. Это выгодный тариф — я поддерживаю хорошие отношения с Syndicate Production и договорился. В него входит то, что я арендую студию на два часа. То есть приезжаю, делаю чай или кофе, мы с гостем готовимся. Касательно записи ребята все делают за меня и потом отдают уже смонтированный файл. Были еще разовые затраты на то, чтобы записать обложку, вставки в середине. Но обычно все так: я приехал, потратил два часа с гостем, из которых чистой записи примерно полтора часа и получил на выходе MP3-файл, с которым мы дальше работаем. Причем мы его уже не обрабатываем, а отдаем дальше по цепочке производства подкаста.

 

Порядка $20 обходятся услуги фрилансера, который готовит текстовую расшифровку и делает таймстепмы с упоминаниями, когда и какой вопрос прозвучал. Части людей все еще непривычно слушать подкаст и они читают. Кроме того, у меня есть ассистент, который занимается задачами по агентству Roman.ua — он тратит от часа до двух на подготовку досье на гостя, а также около двух часов на публикацию подкаста на сайте. В досье входят LinkedIn, Facebook, карьера и места работы, а также упоминания в СМИ, цитаты оттуда и, если это возможно найти, информация о хобби. Обычно получается около 2-3 листов A4. То есть, где-то четыре часа времени ассистента уходит на каждый выпуск. В свою очередь я, примерно за 15 минут, набрасываю вопросы — потому что лучше понимаю этот рынок, их бизнес. Импровизация в этом есть, но есть под капотом и хорошая подготовка.

Еще мы тратим на сервис Soundcloud в профессиональной версии. Если не ошибаюсь, то плачу за него около $10 в месяц. То есть еще порядка $5 на выпуск.

То есть ты не занимаешься монтажом и тебе не надо тратиться на оборудование?

Да, у меня есть оборудование и, конечно, что-то можно было бы докупить. Например, у меня есть Zoom H1 — стереомикрофон, который я давно приобрел. Он, в принципе классный, хотя есть и более интересные модели, вроде H2, H4 или Yeti. За $100 или чуть больше можно купить отличный микрофон.

Или, например, я покупал одну петличку — она не подходит для iPhone/Mac, потому что там специфический разъем. Пришлось ее продать. Потом купил другую петличку на Amazon, которая подходит для iPhone, но мне не нравится ее чувствительность. Вообще, можно этим заниматься, но смысла я не вижу. Конечно, если ты не аудиофил и не планируешь записывать дома.

За вложенные в студию деньги получаешь шумоизолированное место, где можно все проводить. Получаешь время людей, которые все настраивают, проверяют оборудование. Получаешь монтаж, на самостоятельное изучение которого тоже потребовалось бы время. Ведь чтобы смонтировать каждый выпуск, его как минимум нужно прослушать. И самое главное, что мне нравится: студия — это место, которое тебя формализует. Никто не заходит, не отвлекает. Приехал с гостем, включили аудиорежим и за полтора часа, сжато по времени, все записали. Это возможность для меня уделять подкасту 2 часа в две недели и все остальное отдать на аутсорс. Но когда я вернусь из Европы, мы со студией планируем добавить запись видео: я купил камеру, они купили камеру, еще одну буду одалживать. То есть постепенно инвестиции в оборудование пошли, но инвестиции не в звук, а в то, чтобы добавить картинку. Я уже понимаю, что хочу дальше — а не так, чтобы «накупил, а оно не пошло».

Тем, кто сейчас начинает свой подкаст, каким бы путем ты рекомендовал идти: тоже снимать студию, или есть ситуации, в которых покупка оборудования будет оправдана?

Если учесть, что средний хороший микрофон стартует от $100, плюс наушники, плюс изоляция комнаты, то окупит все себя в лучшем случае через 5-10 выпусков. Есть смысл вкладывать в оборудование, если у тебя очень высокая частота, или какие-то особенные условия. Как, например, делают ребята из подкаста «Как делают игры» Сергея Галенкина — они постоянно записываются так, что один гость в Минске, второй еще где-то, сам ведущий и его соавтор в разных местах. Соответственно, им студия не подходит. Если есть территориальные ограничения, я бы советовал сразу закупаться оборудованием. Если их нет, лучше позаписываться на студии n-ное количество раз.

Потом можно, во-первых, понять нужно ли тебе что-то, готов ли ты этим заниматься, сможешь ли ты выдать такой же уровень звука. Обычно с подкастами все записывают первый или второй выпуск и забивают. Нужно, как минимум, записать два-три выпуска и следом уже решить: понемногу собирать оборудование или выбирать нужное. Ведь есть шанс просто купить классную технику и через 1-2 выпуска понять — это вообще тебя не драйвит и нет времени монтировать.

Почему такая проблема существует, что люди бросают дальнейшую работу? Оказывается слишком сложно или разочаровывают результаты?

Ответ из двух частей. Во-первых, технически записать качественный звук — непросто. Для людей у которых нет опыта, взять интервью — непросто. Но чаще всего авторы не ставят перед собой такую цель как регулярность. То есть, как только ты обещаешь, что выпуск выходит раз в две недели или раз в неделю, это чаще всего работает.

Мы сразу решили, что выпускаем подкаст раз в две недели, не зависимо ни от чего: каникулы, Новый год, еще что-то. Во-вторых, перед запуском подкаста мы сразу записали два или три выпуска наперед. У нас был месяц, чтобы спокойно найти гостей, записать все. В идеале, всегда должен быть выпуск, который выйдет следом — и тогда есть две недели в запасе.

То есть ты не сталкивался с ситуацией, когда через три дня новый выпуск, а не было желания или времени его сделать?

Почему же, сталкивался. Но дело было не в желании или времени. Бывает так, например, что не успели договориться с гостем. Для этого есть формат спецвыпусков — когда я просто приезжаю на студию и за 10-15-20 минут рассказываю что-то. Помогает выбранное направление: я могу рассказывать и о продуктовых компаниях, и о продуктивности. Вот в специальных выпусках говорю о продуктивности.

Последние несколько выпусков ты записывал из разных городов, потому что путешествовал. Расскажи, как устроена запись «на выезде»?

Да, с октября я путешествую по Европе. В таких случаях записываем по Skype, просим гостя использовать гарнитуру. Бывают, конечно, с этим сложности — последнюю запись, например, у гостя микрофон ударялся об одежду и шумел, но мы это не сразу поняли. Я со своей стороны записываю обычно на Zoom H1. Но не могу сказать, что слышу ощутимую разницу качества записи себя и гостя. Кроме того, я пишу обе звуковые дорожки с помощью программы Camtasia. Гостя я тоже прошу записывать для бэкапа, на всякий случай.

Какая актуальная статистика подкаста? Какую метрику ты считаешь самой важной?

Основной показатель, на который мы ориентируемся — кумулятивное количество прослушиваний в месяц. Почему так? Потому что у подкастов есть очень длинный «хвост». То есть, наш первый выпуск более чем годичной давности с Дмитрием Кудренко слушают до сих пор. Эпизоды сначала набирают фиксированное количество прослушиваний, а потом добирают по ходу притока новых читателей.

Когда мы стартовали, я обещал гостям, что будет минимум 1000 прослушиваний — и мы достаточно быстро вышли на этот показатель. То есть, у каждого подкаста примерно через месяц уже есть тысяча-две воспроизведений. А тот же первый эпизод с Дмитрием Кудренко (как первый или как дебютный для новых слушателей) собрал 1300 прослушиваний в 2016 году, хотя вышел в ноябре. И еще 2000 он собрал в 2017 году.

Пики часто связаны с публикацией в СМИ — тогда мы получаем новую аудиторию. Иногда мы делаем рекламу, но ее я не включил в затраты, потому что это эпизодическая история, не привязанная к каждому выпуску. В октябре у нас был пик в 6700 прослушиваний всех выпусков за месяц. В ноябре прошлого года мы начинали с отметки с отметки 940 прослушиваний, в декабре — 1500.

Как новому подкасту, по вашему примеру, легко набрать 1000 прослушиваний?

Нам было легко, потому что были ресурсы — есть рассылка на 6000 человек, у меня есть Facebook (личный и компании). Тем, кто хочет начать и сразу получить прослушивания без таких активов — я бы порекомендовал брать бомбического гостя. То есть гостя, чья аудитория придет послушать о нем.

Нужно понимать, что это, пока еще, не самое популярное направление. Люди больше привыкли к YouTube, к статьям. Мы активно работаем со СМИ — о нас писал «Секрет Фирмы», RB.RU. Нас потом начали упоминать на «Спарке» и так далее. Нужно сеять контент, рассказывать о подкасте, готовить текстовые расшифровки и брать популярных гостей. Гости, у которых уже есть аудитория смогут дать первый буст.

Твой топ-3 подкастов?

Из того, что я слушаю много и активно:

Я прослушал практически все выпуски «Радио спорт» — это те же ребята, на продакшене которых мы записываем подкаст, так я их и нашел. Вот что выбрал бы из 48 подкастов, на которые подписан.

Из-за чего ты можешь бросить подкаст и какие замечаешь ошибки?

Во-первых, люди плохо готовятся к интервью. Это чувствуется — ведь даже когда человек в предметной области плавает, но подготовился, будет интересно. Не могу сказать, что меня останавливают огрехи речи. Если контент хороший, человек может заикаться, говорить «ага» и «угу», меня это не остановит. В первую очередь обращаю внимания, насколько получается интересно и полезно. Смотрю некоторых интервьюеров, в том числе на YouTube, и вот как происходит разговор:

— Ну, расскажите, как у вас дела в компании?

— Все хорошо

— И у нас все хорошо

Вот уделил этому час, а что нового и полезного узнал — непонятно. Ну и наверно, влияет общий задор ведущего, насколько он позитивен и отдает энергию. Очень часто все медленно и скучно — меня это раздражает. Иногда некоторых гостей или ведущих в подкастах я слушаю на ускорении в два раза и все равно можно было бы быстрее.

Ты замечаешь какие-то ошибки в своих ранних выпусках? И какие уроки извлек за год работы над подкастом?

Свои старые выпуски я переслушиваю редко. Проблемы, которые замечаешь, в целом не меняются: где-то недостаток подготовки, где-то неглубокое досье, где-то невнимательный выбор гостя. Не скажу, что я недоволен собой в плане речи. Да, знаю как можно сильно качественнее говорить. Но это требует внушительных капиталовложений времени — ежедневно по 15 минут нужно выполнять артикуляционную гимнастику. В части раскрытия гостей я активно работаю, смотрю интервьюеров: Дудя, Познера, читал «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно» Ларри Кинга. Стараюсь себя прокачивать, смотрю разные форматы — даже те, которые мне не близки. Смотрю, безусловно, Тинькова с его «Бизнес секретами».

О чем я действительно жалею — у меня было интервью, во время которого я обладал инсайдерской информацией, которую мог использовать, чтобы сделать разговор интереснее и показать гостя более глубоко. Но я не рискнул задать очень личный вопрос. Интервью получилось, по отзывам, интересное, но можно было пойти дальше.

Как устроен процесс выбора гостей?

У нас, безусловно, есть список — он сформировался из того, кого я знаю, кого упоминают СМИ, кого рекомендуют сами гости и слушатели. Наши критерии на текущем этапе достаточно просты: это должна быть продуктовая компания, не сервисная. Нам предлагают звать агентства, тренинговые конторы, но я не считаю это чистым продуктом. Продукт, в моем понимании, это то, что делает небольшая команда людей, иногда продает его вручную. Но продает чаще всего как минимум на СНГ, как максимум на мир. И он не завязан на успехе какого-то бизнес-тренера — который пока выступает, до тех пор продукт и растет. И это происходит в интернете — пока мы не приглашали какие-то офлайн-бизнесы.

Еще один критерий по размеру бизнеса — человек представляет компанию, которая вышла или вот-вот выходит на оборот около миллиона долларов в год. Это либо уже работающие бизнесы (не обязательно прибыльные), либо те, кто активно ищет модель и может подсказать гостям, как перейти в продуктовый бизнес. Моя глобальная цель в том, чтобы в Украине, в СНГ и среди тех, кто знает русский язык и говорит на нем появлялось больше продуктовых компаний.

Если бы у тебя возможность пригласить любого гостя?

Из попсового — я бы пригласил Джобса. Ну а если выбирать из живых — если бы у меня совсем не было лимитов, хотел бы иметь возможность свободно брать интервью на английском языке. Там просто бесконечный список. Но на самом деле, я сейчас не вижу проблем пригласить практически кого угодно. Да, есть гости, с которыми мы не договорились, но их очень немного. Однако в принципе могу пригласить кого угодно. Процент отказов очень низкий.

В описании подкаста указаны два партнера: сервис посуточного бронирования жилья Dobovo.com и книжный магазин Kniga.biz.ua. Как сформировалась такая поддержка?

Наши партнеры — клиенты агентства Roman.ua. Когда они узнали о подкасте, предложили подарки — сервис бронирования жилья посуточно Dobovo.com дарит сертификат на аренду, Kniga.biz.ua дарит книжку, а мы транслируем эти бонусы гостям. На этой части мы ничего не зарабатываем. Но мне кажется, что гостям должно быть приятнее, что они получают что-то кроме пиара и записи (плюс возможности использовать эту запись).

Безусловно, благодаря подкасту стали чаще обращаться в агентство, а нас стали ассоциировать с более серьезными компаниями и понимать, что мы можем быть полезными, в том числе, и для маркетинга продуктового и серьезного IT-бизнеса. Но посчитать это в количестве обращений или деньгах невозможно.

Вопрос о монетизации не стоит. Но сейчас будем запускать видеоформат — и у меня будут дополнительные затраты. Это будет сильно дороже по подготовке выпуска: сюда входит и свет, и монтаж, и базовый макияж, ремонт на студии, закупка камер. Может быть запущу на Patreon какую-то активность. YouTube для нас — еще один канал дистрибуции. Не все еще привыкли читать расшифровки, не все привыкли слушать подкасты во время бега и в пробках, а YouTube смотреть уже все привыкли.

Запуск подкастов от медиа и компаний — это мода или постоянный тренд?

Тренд был и он умер, это его возрождение. По сути, подкасты появились тогда же, когда появились iPod — но это было технологически сложно. Все было завязано на людей, у которых есть iPod. И нужно было этот iPod подключить к компьютеру, синхронизировать, потом послушать. Вот сейчас, когда в каждого в кармане мобильный телефон — скачать подкаст очень легко.

А в свое время подкасты у нас потому и не стартовали, что мало было людей с iPod. Сейчас СМИ и компании потянулись сюда, потому что у подкастов появился массовый слушатель — а не гик, который знает про RSS. Плюс, у нас за эти годы сильно выросла популярность бега и массовость беговых мероприятий. Во время бега можно послушать подкаст — это очень классно совмещается.

Мне кажется, в итоге все популярные подкастеры придут к тому, что они делают что-то более сложное. Или они создают дополнительный формат для YouTube или делают выпуски, которые выходят и там и там. Потому что YouTube дороже, YouTube сложнее. Для подкаста все равно, как ты одет, все равно побрился ты или нет — но YouTube уже это требует. Ему нужен свет, интересная фактура, динамика.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

Поиск