Парень построил бизнес на буме фейковых новостей. А потом Facebook все разрушила

11792
1

Цирус Массуми провел последние несколько лет создавая проекты, которые, по его мнению, должны взлететь на Facebook. Это была серия веб-сайтов консервативной направленности, которую настроили на тиражирование вирусных и просто возмутительных новостей. Социальная сеть одарила предпринимателя аудиторией. Его историю рассказывает Bloomberg.

Сегодня Facebook хочет уже нечто другое. В ответ на исследования о распространении фейковых новостей, включая российскую пропаганду, компания перенастроила свой алгоритм, чтобы занижать сайты, такие как у Массуми. Команда соцсети написала серию материалов, которые объясняют, как контент более высокого качества поощрят высокой выдачей.

Массуми пришлось решить: управлять «мусорным веб-сайтом, который стал едва прибыльным после кризиса фейковых новостей» или создать «чистый ресурс». Он выбрал второй вариант. В августе, он закрыл крупнейший радикальный ресурс Mr.Convervative.com.

Все ресурсы пошли на TruthExaminer — либеральный веб-сайт, который Массуми запустил прямо перед президентскими выборами 2016 года. Он убедился, что играет по более жестким правилам Facebook, особенно в части кликбейт-заголовков, которые нацелены лишь на клики пользователей. «Вы точно знаете, что увидите на сайте, по заголовку», — убеждает предприниматель.  

Но у новой стратегии оказалась одна серьезная проблема — меньше трафика. Когда Facebook изменил алгоритм, чтобы обрубить финансовые стимулы для фейковых новостей, корректировка затронула всю экосистему бизнесов, построенных на новостной ленте. Пострадал и либеральный ресурс Массуми. Трафик TruthExaminer упал на 60% с марта и так и не восстановился. 

«Мы никогда не нарушали правила, которые постоянно менялись. Я делала все, что требовалось. Мы не крадем и не обманываем. Но мне пишут люди со словами «я больше не вижу ваших постов», — жалуется главред TruthExaminer Николь Джеймс.

Строить бизнес на Facebook — значит принять его изменчивость. Соцсеть взрастила многие стартапы, которые подстроились под алгоритм, только чтобы потом их убить.

В 2014 году веб-сайт Upworthy достиг почти 90 млн посетителей в месяц. Его стратегия строилась на заголовках для любопытных вроде «9 из 10 американцев ошибаются в этом невероятном факте». В тот же год изменения в алгоритме новостной ленты сократили трафик ресурса вдвое, что заставило Upworthy сменить стратегию. 

В 2016 году Facebook начал поощрять в новостной ленте видео. Сайт о технологиях Mashable отказался от текста в пользу визуального контента, уволив много авторов. Смена стратегии не спасла веб-сайт. Недавно его продали за $50 млн — пятую часть от оценки компании в последнем раунде. Впереди у ресурса новые сокращения.

Теперь радикальные новостные сайты реагируют на изменения Facebook, призванные опускать в выдаче сенсационализм, кликбейт и дезинформацию. Массуми говорит, что решение перейти на качественный контент не принесло дивидендов. Он говорит, что его конкуренты по консерватизму наоборот стали еще более агрессивны и смогли обойти алгоритм.

Такой опыт окончательно убедил Массуми в единственном неизменном правиле Facebook — побеждает тот, кто получает больше внимания.

В этой истине и лежат корни кризиса фейковых новостей. 26-летний Массуми запустил Mr.Conservative.com в 2012 году. Он думал, что понимает механику того, как информация становится вирусной на Facebook, и сможет разбогатеть на рекламе. К тому же Массуми, который вырос в либеральной части страны, нравились эти чванливые споры консерваторов. Он таргетировал на них рекламу в Facebook, а затем снабжал контентом, который подпитывал их верования и выводил из себя.

«Новости на Facebook вращаются вокруг аналитики. Мы знаем, что нужно писать статьи на 250 слов, а заголовок должен быть предвзятым. Мы понимаем, что должны исключать факты. Иначе, если скажем что-то хорошее о противоположной стороне, то люди скажут, что мы латентные либералы. Здесь нет места объективности или качеству», — объясняет Массуми. 

Как только другие заметили, какой прибыльный это подход, сфера тут же стала конкурентной. Суперрадикальные сайты отслеживали новостные заголовки друг друга и переписывали их, чтобы привлечь еще больше внимания. Mr.Conservative старался быстрее выпускать больше контента. 

«В 2014 году я был слишком пьян, чтобы понять, что в ресурсе не было никакой редакционной ценности. Я был занят растрачиванием денег», — объясняет предприниматель. Сайт процветал во время президентских выборов, на пике принося $150 000 в месяц.

В тот момент более двух третей американцев читали новости с помощью Facebook. Сперва компания начали критиковать за ручную модерацию «актуальных новостей», которая ущемляла консерваторов. В ответ соцсеть в преддверии выборов почти отказалась от человеческой проверки, отдав модерацию нейросетям. Это только способствовало популярности сайтов вроде Mr.Conservative. Когда Трампа наконец выбрали президентом, люди осознали проблему и обрушили критику на Facebook. Компания сразу сказала, что первым шагом станет блокировка финансовых стимулов для развития таких сайтов. 

Соцсеть умышленно до сих пор четко не обозначает свою позицию о том, что дозволено на сайте, а что нет. Компания явно не блокирует фейковые новости и остается вовсе не заинтересованной в отслеживании радикального контента, боясь показаться предвзятой. Программа Facebook, в рамках которой к проверке новостей привлекают сторонних специалистов, лишь поверхностно затрагивает проблему. Даже во время слушаний по российской пропаганде в конгрессе команда соцсети сообщила, что много обманчивых новостей бы прошли модерацию, если бы их опубликовали реальный пользователи, а не боты.

Большинство неоднозначного контента до сих пор на Facebook, хотя теперь его труднее найти. Компания продолжает эксперименты, понижая в выдаче то, что она посчитает низкокачественным. Изданиям остается только гадать на кофейной гуще. 

Тем временем, Массуми превращает свою спальню в видеостудию, чтобы связаться с «с очень лайкабельными либералами», которые будут разглагольствовать на его сайте. Такой контент часто становится вирусным. Предприниматель также хочет нанять более профессиональную редакцию. 

Но вместо того, чтобы полагаться только на рекламу в Facebook, он рассчитывает на большее вознаграждение. «Я продам ресурс на следующих выборах. Рассчитываю на восьмизначную сделку», — планирует Миссуми.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск