В прошлом году учитель начальной школы Джим Пит прямо на одном из уроков получил сообщение от своей жены с фотографией конверта из Огайо. На фотографии было изображено его подлинное свидетельство о рождении с именем и фамилией его настоящей матери. Сейчас Джиму 46 лет, и только год назад он узнал хоть что-то о своих кровных родителях. Он пытался найти свою мать в течение многих лет, но однажды познакомился с Шарлин Холл, которая подсказала ему, как эффективно использовать сайты для создания своего генеалогического дерева и ДНК-анализы и как получить оригинальное свидетельство о рождении. Шарлин — одна из руководителей Search Squad, группы Facebook, которая помогает потерянным родственникам найти друг друга. Джим наткнулся на группу, как и многие из ее участников, когда искал хоть какие-то способы узнать больше о своем имени, дне рождения, родителях.
Группа добровольцев, которые помогают другим найти своих родных, была основана в 2013 году пятью женщинами, которые до этого занимались поиском родителей усыновленных детей. Основательницы были недовольны тем, как работают частные компании и другие сообщества, поэтому создали собственную группу — со строгими правилами и особыми процедурами поиска. Они называют себя «поисковыми ангелами», и хотя это не первое подобное сообщество в Facebook, группа стала одним из самых крупных социальных ресурсов для людей, которые хотят найти своих родственников. Спустя 4 года после основания сообщество предлагает услуги уже 80 ангелов, которым первоначальные пятеро разрешили заниматься поиском и консультациями. Каждый из них может инициировать поиск по сообщениям на странице и в специальных разделах, где есть полные данные о всех людях, которые кого-либо пытаются разыскать. Сообщения в группе также просматриваются одним из десяти администраторов, которые следят за правилами размещения.
Есть и еще одна группа, которая создана специально для общения самих ангелов. Там они обсуждают случаи из практики, делятся советами и полезными ресурсами. Ежедневно ангелы просматривают огромное количество сообщений и заявок, тратя на это время, которое могли бы тратить на семью и отдых. «Это сложнее, чем я думала сначала», — говорит Холли, одна из модераторов, которая работает по 10 часов в день менеджером по недвижимости в Теннесси. Каждый вечер, когда остальные женщины ее возраста проводят время с семьей, она садится за компьютер и внимательно следит за обновлениями в группе, чтобы убедиться, что все работает гладко. По ее собственным оценкам, Холли тратит дополнительные 40 часов в неделю на то, чтобы помочь неизвестным ей людям узнать все о своем происхождении.
Многие ангелы начинают заниматься такой работой, потому что в их жизни так или иначе присутствует тема усыновления. У каждого из ангелов свои причины для волонтерства, но главное, что их объединяет — это желание помочь другим. Еще одна причина — «детективность» всего этого процесса. «Думаю, что для некоторых людей поиски — это способ абстрагироваться и забыть о реальной жизни. Мы чувствуем кайф, когда понимаем, что провели поиск успешно и можем связаться с обеими сторонами семьи, которые не видели друг друга всю жизнь», — говорит одна из основательниц проекта.
Поисковые веб-сообщества появились еще в 90-х годах прошлого века, когда все больше обычных граждан могли позволить себе приобрести персональный компьютер. Уже тогда усыновленные еще детьми люди пытались найти своих родителей через AOL и другие чаты, делились советами и поддерживали друг друга в начинаниях. Но как и в 90-х, так и сейчас одной из основных проблем является компетентность таких ангелов. «Некоторые из них хорошо обучены и очень ответственны. Другие же неопытны и не знают, как правильно общаться с обеими сторонами семьи. Это отлично, что в Facebook есть целое движение, занимающееся поиском пропавших членов семьи. Но это может быть опасно», — говорит Сьюзан Фриэль-Уильямс, вице-президент Американского конгресса по усыновлению, который был создан еще в 1978 году. Она также подчеркивает, что большинство услуг, которые на добровольной основе предоставляют ангелы, попадают под лицензирование и требуют соблюдения закона. Вице-президент является лицензированным частным следователем во Флориде — такую же лицензию должен получить ангел, который работает на территории одного из 29 штатов, где принят подобный закон.
38-летний преподаватель в колледже Майкл Столер искал своих родителей с 18 лет. Он постоянно обновлял информацию в онлайн-реестрах, был завсегдатаем форумов по усыновлению и поиску родителей. До того, как он узнал о группе, частные агентства предлагали найти его мать и просили за это от $3000 до $5000, не давая никаких гарантий. Денег у Майкла не было, поэтому когда в 2013 году в Facebook появилась группа ангелов, он решил попытаться добыть хоть какую-то информацию и там. Он опубликовал свою историю, прикрепил письмо матери (он получил его в 18 лет), ее фотографию и попросил помощи у сообщества. Основательница группы Шарлин прочитала письмо и узнала из него, что у Майкла есть старший брат, занимавшийся в те годы футболом. Проанализировав сборники и некрологи футбольной команды штата Огайо, она нашла информацию о нем. Через два месяца у Майкла на руках были документы с именами его биологических родственников. «Она даже не попросила денег», — сказал Майкл в интервью The Outline.
Все ангелы, которые состоят в группе, отказываются от денег. Но при этом существует и отдельный счет, на который семьи добровольно перечисляют деньги — так у ангелов появляется возможность оплатить ДНК-тесты для тех, у кого нет средств на проведение анализа, без которого дело не двинется вперед. Не у всех есть возможность пожертвовать деньги сообществу, но основатели говорят, что у них есть запас средств для оплаты анализов всем нуждающимся — за год ангелы могут совершить около 1000 удачных поисков. При этом не каждый из тех, кто хотел связаться со своими родственниками, в итоге связывается с ними.
Майкл Столер считает, что более счастливого финала и быть не могло. Он и его семья пытаются построить отношения с матерью и другими родственниками. А вот для Джима Пита конверт с информацией о его матери стал не таким счастливым. Он в тот же день написал своей маме и начал общаться с ней, однако через год их переписка прекратилась. Джим считает, что она просто испугалась количества вопросов и подробных рассказов о его жизни, ведь каждое отправленное им письмо было размером с повесть. «В любом случае, я попробую еще раз, — говорит он, — я все еще надеюсь собрать всю семью вместе».