Хороший дизайн прозрачен
Дружественный к пользователям дизайн был доминирующей парадигмой во взаимодействии человека с компьютером на протяжении десятилетий. И не зря: он переводит сложный код в простой язык, понятный каждому. Но сегодня, когда вокруг происходят утечки данных, а коварные алгоритмы угрожают основам демократии, пользователи начинают опасаться лощеных интерфейсов, скрывающих принципы своей работы. Вот что говорит об этом Эми Эллион, директор по дизайну некоммерческой организации Simply Secure:
Тренд в UX на то, чтобы скрывать как можно больше от пользователя ради обеспечения дружественности интерфейса, держался годами. Сейчас дизайнерам по взаимодействию и UX-экспертам предстоит много работы, чтобы вновь продемонстрировать эти «шовные соединения» правильным образом.
Хороший дизайн должен быть достаточно прозрачен, чтобы передавать власть пользователям — и помогать им принимать осознанные решения в отношении собственной приватности, веб-серфинга и других вещах, одновременно с этим не перегружая людей.
Хороший дизайн принимает во внимание последствия
Еще одна проблема дружественного к пользователям дизайна: ФОКУСируя внимание на ежесекундных нуждах, он забывает про долгосрочные последствия. Возьмите для примера эффект Facebook, пагубное воздействие Airbnb на дешевое жилье, или смартфоны, которые в действительности меняют человеческий мозг и вырастили целое поколение «автоматизированных» подростков.
Хороший дизайн не просто гонится за кликами. Он учитывает потенциальное воздействие — будь то экономическая, социальная или природная сфера — и он не забывает про это воздействие со временем. По словам Роба Герлинга и Эмилии Палавеевой из дизайнерского консалтинга Artefact, для определения подобного они записали в положения о дизайнерском мышлении всего один тест: «Не спрашивайте, какими могущественными можете стать. Спрашивайте, какой ценой».
Хороший дизайн нетороплив
На протяжении последних 20 лет технологическая индустрия усвоила мантру о том, что нужно «двигаться быстрее и ломать прежний порядок». Это было прекрасно, когда софт имел сравнительно низкое влияние на положение дел в мире. Но сегодня он определяет почти каждый аспект нашей жизни, от того, что мы читаем до того, с кем встречаемся и как тратим деньги — и при этом оптимизирован так, чтобы приносить выгоду корпорациям, а не пользователям. Ставки сменились, а методы нет.
Хороший дизайн требует времени. Он требует долгосрочных решений вместо быстрых исправлений. Как заявляет директор Basecamp Джонас Дауни Дауни: «Сейчас самое время притормозить и посмотреть, что уже сломано».
Хороший дизайн честен
Это один из принципов Рамса, который вновь стал актуален во времена, когда люди обращаются к запрещенным паттернам, а корпорации используют UX как оружие. Uber — самый яркий тому пример. Компания построила свой бизнес на беспроблемном фронт-энде пользовательского опыта (закажи такси, даже на доставая кошелек!) играя водителями и пассажирами словно марионетками. Падение Uber с вершин успеха — кульминацией которого стала отставка CEO Трэвиса Каланика в прошлом году — лишь подтверждает недальновидность такого подхода.
Рамс писал, что хороший дизайн «не делает продукт более инновационным, мощным или ценным, чем тот действительность есть. Он не пытается манипулировать покупателем обещаниями, которые не в силе сдержать».
Хороший дизайн политичен
«Если вы работаете в сфере ПО или дизайна… вы также работаете в политике». Об этом писал британский дизайнер Ричард Поп в конце 2016 года, после неожиданного избрания Дональда Трампа, однако наблюдение осталось релевантным и год спустя: политика — это про распределение власти, а немногим вещам в XXI веке удавалось распределять власть шире и эффективнее, чем коду и дизайну. Роль Facebook в результатах президентских выборов — самый очевидный пример. Но вы можете найти и более скромные примеры повсюду: от таргетирования рекламой мужчин с высоким уровнем дохода до предиктивного полицейского ПО, которое обвиняет чернокожих чаще, чем белых.
Хороший дизайн это, прежде всего, история о потенциале для формирования политического ландшафта.
Хороший дизайн системен
Системное мышление — высокий термин для относительно простой идеи: все взаимосвязано, и дизайнерам с разработчиками нужно соответственно прорабатывать стратегию действий. Системное мышление становится все более важным за последние годы, по ходу усложнения и переплетения всего в мире. Учтите, что мы производим 2,5 квантиллиона байтов ежегодно, и более 90% этого объема сформировались за последние два года. Сегодня более половины взрослого населения владеет смартфонами, к 2020 ожидается рост этого числа до 80%.
Хороший дизайн в такой ситуации, это больше не решение дискретной проблемы: нужно учитывать сумму всех составляющих. Как говорит об этом Стив Вассало из Foundation Capital:
Вызов в том, чтобы отбросить отвлекающие детали и расширить поле зрения. Попробуйте увидеть весь мир одновременно и понять его. Это сложно, но или вы будете заниматься дизайном системы, или наоборот.
Хороший дизайн — это хорошее писательство
Хороший дизайн многолик
Хороший дизайн рискует
Ideo изучила более 100 компаний в попытке оценить их инновационность с учетом шести ключевых инсайтов (наличие цели, экспериментирование, сотрудничество, распределение прав и возможностей, информированность, исполнительность). И что же они обнаружили? Подвергать угрозе статус-кво — полезно для бизнеса. По результатам исследования, шансы провального запуска продукта падали на 16,67% когда сотрудники чувствовали возможность действовать независимо, автономно.
Хороший дизайн — для людей. И машин
Исторически так сложилось, что компьютеры были спроектированы для использования людьми. Но пока машины становятся все умнее, а искусственный интеллект начинает участвовать в нашей жизни, дизайнеры должны творить для нового типа пользователя: машинно-человеческого гибрида. Так что прислушайтесь к CEO компании Normative Мэттью Милану, который говорит, что гибриды смогут сделать больше, чем любой человек самостоятельно, на примере задач по навигации трафика или игре в усложненную версию шахмат.
Заглядывая наперед, хороший дизайн поможет людям доверять системе — даже когда они не имеют на нее серьезного влияния.