Подкаст
Сколько времени у команды BeardyСast уходит на подготовку подкастов?
Процесс выпуска подкаста состоит из нескольких частей: сбор и отсеивание информации, запись, монтаж и публикация. Сбор и отсеивание информации происходят на протяжении всей недели. Запись занимает в среднем 2-3 часа. Длительность монтажа напрямую зависит от длительности подкаста.
Раньше монтаж происходил быстро. Сейчас я трачу много времени на редактирование аудиодорожек — около 5-8 часов. Однажды даже 15 часов. Сейчас монтаж стал похож на редактирование статьи: я начал распутывать мысли, фразы и предложения, переставлять отдельные слова, удалять повторы и протяжные гласные. В общем, начал всячески адаптировать речь для комфортного прослушивания.
Как координируете работу коллектива? Сложно ли придерживаться графика сразу по нескольким направлениям?
Мы пробовали много разных сервисов для работы в коллективе, однако в итоге остановились на Trello (куда мы оформляем темы подкастов и долгосрочные идеи по развитию проекта) и на нескольких чатах в Telegram (там возникают основные обсуждения, согласование времени записи, решение вопросов).
В идеале надо наладить систему поступления и распределения информации. Я смотрю сейчас на командные тарифы Inoreader и Feedly. Однако пока что это только идея. По поводу графика — нет, не сложно, но все зависит от количества дел. Если я занимаюсь статьей, то не могу писать новости в Telegram; если я монтирую подкаст, то не могу редактировать статью. И естественно, лень тоже присутствует. Пожалуй, это главная проблема, с которой приходится бороться практически ежедневно.
Сколько денег тратите на подкаст? И во сколько, помимо ежемесячных расходов, обошлось оборудование?
Каждый месяц мы оплачиваем хостинги трех подкастов — The Big Beard Theory и BeardyBuilding висят на Simplecast ($200 в год), а BeardyCast на Libsyn ($30 в месяц). Также мы оплачиваем доменное имя, хостинг сайта, «облачные» хранилища Google Drive (там мы храним исходные и финальные аудиодорожки) и Dropbox (нужен для работы сайта).
Оборудование сложно посчитать. Часть из него мы перестали использовать из-за смены подхода к записи подкастов, часть поменяли — микрофоны, стойки, поп-фильтры приходили в негодность. Это расходники.
Если кто-то планирует начать записывать подкасты, то для начала подойдет обычный смартфон или стандартная гарнитура типа Apple EarPods. Сначала нужно удостовериться, что вы будете продолжать этим заниматься, а там уже можно приобрести нормальное оборудование.
Вы запустили регулярную видеорубрику BeardySeries о сериалах. Планируете дальше расширяться на YouTube?
С видеоканалом у нас сложные отношения. Мы запустили его несколько лет назад для проведения прямых эфиров, но потом забросили. В этом году осознали, что без YouTube никуда — нужно расширять охват аудитории.
Да, мы планируем продолжать развивать наш YouTube-канал. Сейчас мы пробуем разные форматы подачи контента и обучаемся процессу.
Недавно Apple открыла бета-версию своего сервиса статистики подкастов. Какие ваши впечатления от его использования и что он может изменить в индустрии?
Индустрия подкастов столкнулась с переменами. Раньше подкастеры имели доступ к ограниченной информации об аудитории: количеству обращений к серверу (которые мы интерпретировали как прослушивания), странам, источникам прослушивания подкастов (приложения, веб-браузеры и так далее). И все считали, что главная сильная сторона подкастов — вовлеченность аудитории. Это логично: человек или слушает подкаст, или нет. Можно проверить по количеству обращений к серверу. Однако доказать, что это одни и те же люди, мы не могли.
Сейчас сервисы аналитики стали более продвинутыми. Например, наш хостинг Libsyn уже не ведет учет количества обращений к серверу, а подсчитывает уникальных слушателей. Соответственно, внушительные 30 000-45 000 прослушиваний каждого выпуска подкаста превратились в куда более приземленные 7000-10 000 слушателей.
Тут может помочь статистика Apple. Вообще, это двоякая штука. Она наглядно показывает на графике информацию о глубине прослушиваний, по которой мы понимаем, какие темы были интересны людям, каково удержание на протяжении выпуска подкаста, — и сколько людей уже подписаны на подкаст, а сколько нет.
Однако статистика Apple учитывает только устройства с iOS 11 и iTunes 12.7. Это далеко не все слушатели — устройства с Android, веб-браузеры и прочие варианты не учитываются. Поэтому опять придется домысливать и экстраполировать вовлеченность аудитории.
Что обязательно должен уметь или знать подкастер?
Учитесь говорить складно. Это важно для подкастов, так как люди часто слушают аудиоконтент при поездке на работу (или во время работы), при мытье посуды, тренировках в спортзале, прогулках. Из-за этого их внимание рассеивается и люди не могут прикладывать достаточно усилий, чтобы распутывать клубок блуждающих мыслей.
2018-й станет годом бума подкастов или все заинтересованные издания и компании уже подключились к тренду?
Не знаю. Подкасты точно растут; бум был после выхода подкаста Serial. По-моему, теперь это итеративно развивающаяся индустрия, к которой постоянно подключаются новые сервисы и создатели контента.
Я уверен только в том, что в 2018 году подкастов станет больше — но вряд ли произойдет еще один резкий скачок. Надеюсь, я ошибаюсь.
У вас есть любимые подкасты?
Я слушаю около 70 подкастов, из которых большинство на английском языке.
Из русскоязычных подкастов мне нравятся Heresy Hub (о крамольных идеях в искусстве и книгах, «Ликвидация безграмотности» (о русском языке), Zavtracast (об играх), «Инфа 100%» (обо всем). Был еще крутой подкаст о музыке — Sick! — но создатель его забросил.
Patreon
С сентября 2016 года у проекта есть страница на Patreon, где фанаты могут поддержать его финансово и получить доступ к эксклюзивным материалам. Какие основные выводы от использования платформы?
Patreon позволил платить авторам за статьи, покрыл регулярные расходы на «облачные» хранилища и хостинги, позволил иногда баловать себя новой техникой.
Ставите ли какие-то финансовые цели для Patreon-страницы?
На данный момент не ставим. У нас есть несколько идей, которые мы хотим реализовать в 2018 году.
Каким проектам точно не стоит подаваться на Patreon?
Я думаю, платформа подходит всем. Вопрос исключительно в лояльности и зависимости аудитории от вашего контента.
Замечаете ли какие-то недостатки в работе Patreon? Хотели бы что-то изменить?
Сервис списывает средства с карт людей в начале месяца, однако предоставляет доступ к платному контенту сразу после подписки. Некоторые люди используют это — подписываются в середине месяца, изучают контент, отписываются. В итоге ничего не платят.
Я знаю, что Patreon проводит закрытое тестирование моментального списывания средств сразу после подписки, но у нас нет к нему доступа. Надеюсь, что в 2018 году сервис сделает эту функцию доступной для всех создателей контента.
Могут ли пользователи стать основным источником дохода для малых медиа? Или это история только про «благодарности» и покрытие расходов на хостинг+инструментарий?
Да, пользователи могут стать основным источником дохода. Есть хорошие примеры за рубежом — например, проект Easy Allies. По-моему, в мире всепоглощающей рекламы это единственно верный способ монетизации контента. Иначе мы все погибнем под всплывающими окнами, баннерами, джинсой, нативной рекламой и партнерскими проектами.
Случались ли экстремально большие пожертвования?
Однажды человек заплатил нам $100. Это было приятно. Также у нас есть несколько людей, которые платят каждый месяц по $20 — большая сумма и редкость. Спасибо им.
Что нужно медиа, чтобы превратить простого читателя — в платящего?
Делать качественный контент. Я считаю, что это такой же товар, как смартфон на витрине. Если человеку он нужен, то он будет платить; если нет — значит, контент не соответствует его ожиданиям.