Книжку не судят по обложке, а сериал – по заставке (если это только не “Игра престолов”, получившая за заставку “Эмми”). Но уже в первых кадрах зрителю показывают ряд символов – женщину со змеей, сбрасывающую кожу, уроборос, завитый бесконечностью, намекая: зритель, мол, мы тут не просто развлекательный сериал снимаем, это – непростое кино. Хотя в “Углероде” все на самом деле довольно просто. Даже классический принцип high tech, low life воплощен буквально: сливки общества живут в облачных хайтек-городах будущего, бедные слои населения шлепают под дождем по лужам в мрачных трущобах Города Залива. Но обо всем по порядку. 

Что вообще происходит? 

Так уж получилось, что главный герой Такеши Ковач начинает пробираться сквозь события первой серии, не очень понимая, что вообще происходит (как и зритель). Такеши 250 лет провел в отключенном состоянии, к началу серии его как раз загрузили в новое тело. Ведь в мире будущего человек может жить вечно, меняя тела. Или, по меткому наблюдению одной из центральных героинь: “Твое тело – не определяет твоей сути. Ты сбрасываешь его, как змея сбрасывает кожу” (вот и объяснение первой метафоры из заставки). Благодаря инопланетной технологии сознание и личность человека в XXV веке можно записать – как сейчас мы пишем фильмы на флешку, а затем вставить в обычное, клонированное или синтетическое тело. 

Всем в этом мире в возрасте одного года имплантируют “флешку” в шейный отдел позвоночника – там и хранится сознание человека. Загвоздки две. Первая: хорошие качественные тела стоят дорого, те, что можно получить бесплатно – никуда не годятся. Одна из первых сцен пилота показывает, насколько в будущем все плохо с соцобеспечением – родителям возвращают погибшую маленькую дочку, чей разум пересадили в изношенное тело старухи (поскольку государство экономит на бедных). И вторая: религиозные течения крайне не одобряют происходящее: человек изначально смертен, воскрешать имеет право только высшая сила, а значит, менять тела и не умирать – грешно.  

Богачи в этом мире считают себя почти богами – ведь они буквально живут в облаках и могут позволить себе настоящее бессмертие, вечно меняя тела, оставаясь юными и прекрасными. Их называют “метами” – в честь библейского героя Мафусаила, который дожил до 969 лет. Более того, людям с деньгами доступен весь спектр киберимплантов и возможность не только хранить свое сознание на флешке, но и бекапить его, например, на орбитальный спутник каждые 24 часа.

Люди без денег выкручиваются как могут, создают свои нелегальные копии, крадут тела и т.д. Имея даже небольшой доступ к админресурсу, можно, к примеру, временно подселить сознание любимой покойной бабушки в тело татуированного бандита и привести ее на семейный праздник. Собственно, сюжет начинает закручиваться почти сразу, экспозиция – минимальная, поэтому, чтобы избежать спойлеров, остановимся на том, чем сериал может порадовать или огорчить зрителя. 

Что хорошо?
  • Визуально мир “Углерода” выглядит как любимое дитя обоих “Бегущих по лезвию”, серии игр Deus Ex и еще полтора десятка классических киберпанк-произведений. Город Залива (он же Bay City, он же – бывший Сан-Франциско) можно представить в любой киберпанк-экранизации. Вот до чего довел Сан-Франциско жилищный кризис XXI-го (позже нам покажут и Золотой мост, застроенный трущобами): 
  • В “Углероде” собраны буквально все киберпанк-клише: оцифровка и перенос сознания, острый социальный кризис, мегакорпорации, владеющие ультрасовременными технологиями, кибернетические усилители-импланты – начиная от линз с дополненной реальностью и заканчивая синтетическими телами. Есть виртуальная реальность и даже VR-кафе, которые работают по принципу интернет-кафе: платишь за время и погружаешься. И конечно, никуда не уйти от классической проблемы: можно ли считать робота личностью? 
  • Говоря о роботах: отдельное спасибо создателям за персонажа с искусственным интеллектом, воплощенного в симпатичной цифровой копии Эдгара По. Этот ИИ управляет отелем “Ворон”, витиевато изъясняется и вносит еще больше нуара в и без того мрачную атмосферу сериала. Жаль, в отеле так и не нашлось комнаты с огромным маятником, который медленно опускается на спящего гостя или же специальных предложений по погребению гостей заживо. 
  • Есть книга, а значит, особенно нетерпеливые могут узнать, чем дело кончилось, не страдая в ожидании год, как поклонники “Игры престолов”.  
Что не очень хорошо? 
  • Сюжет, хоть и закрученный, часто подсовывает “богов из машины” и рояли в кустах. 
  • В мультикультурном мире будущего кем бы ты ни был, но парой-тройкой языков ты владеешь в совершенстве, причем безо всяких имплантов. Герои свободно перескакивают с английского на немецкий, японский, русский, арабский. Совсем без субтитров посмотреть не получится, если вы не полиглот. 
  • Как для мира, где каждый житель может полностью перевоплощаться, в мирах Протектората (заселенных человечеством планетах) – немного дырявые протоколы безопасности, авторизации, верификации: сейф, залоченный по ДНК, немногого стоит в мире, где можно вырастить полного клона кого угодно. Хакинг компьютерных систем тоже изображается как колдовство: приложил карточку и ждешь, пока заполнится прогресс-бар. После “Мистера Робота” хотелось бы чего-то посерьезней. 
  • Пункт про подборку клише можно отнести и к недостаткам, в зависимости от литературных предпочтений. 

Резюмируем: стоит посмотреть, но не завышайте ожиданий, особенно, если вы выросли на книгах Стерлинга, Гибсона и Дика. Учитывая обилие кровавых боев, трупов разной степени свежести, пыток и насилия, возможно, не лучшей идеей будет устраивать просмотр за семейным ужином. 

Короткий словарь для тех, кто смотрит на английском:

  • Sleeve (можно перевести как “оболочка” или “корпус”) – физическое тело, в которое можно пересаживать сознание человека. 
  • Resleeving – процесс смены одного физического тела на другое.
  • Stack – что-то вроде “карты памяти”, основанной  на инопланетной технологии, на которую можно записывать человеческий разум, сознание – все, что в обществе будущего воспринимают как части личности. 
  • Needlecast – процесс мгновенного переноса сознания в другое тело. 
  • Spinning up – процесс “включения” человека после периода, когда его сознание было неактивно (из-за утраты тела, например). 
  • New-C – новые католики, религиозное течение, считающее, что душу оцифровать невозможно, поэтому пересадка личности в другое тело – грех.
  • Uprising, Envoys – силы сопротивления, проигравшие в войне более 200 лет назад до начала событий сериала. Они сражались с силами Протектората за отмену бессмертия – якобы оно извратит человеческую природу и приведет к моральному вырождению. Во времена сериала, как проигравшая сторона, выставляются жестокими террористами и нелюдями. 
  • CTAC или же Сolonial Tactical Assault Corps – охранные спецвойска Протектората. Парни в черной форме и шлемах с красными индикаторами в начале первой серии – это они и есть. 
  • Meths –  от английской транскрипции имени библейского персонажа Мафусаила (Methuselah), который немногим не дожил до тысячи лет, сленговое название обеспеченной касты, которая может позволить себе полноценное бессмертие. 

Забавные факты о сериале: 

  • Пилотную серию снимал британский режиссер Мигель Сапочник – он же был режиссером “Битвы бастардов” в седьмом сезоне “Игры престолов”. 
  • Уже в первой серии все ценители могут насладиться словом “бл*дь”, произнесенным без акцента и с сильним чувством. В сериале вообще матерятся через слово, при этом английское f*ck все же не настолько однозначно крепкое ругательство, как русскоязычные аналоги, так что дубляж первого сезона – без сомнения, захватывающий вызов для переводчиков. 
  • В рамках промокампании сериала Netflix установил в восточном Голливуде устрашающего вида рекламные боксы с манекенами внутри – они дышат и пугают прохожих. Так в сериале выглядят sleevs (“оболочки”) до того, как в них пересадят разум.