Панельная дискуссия от Reactor.ua: трансформация бизнес-модели через корпоративные инновации

8038

30 января в академии ДТЭК состоялась панельная дискуссия «Трансформация бизнес-модели через корпоративные инновации». Организатором мероприятия выступила школа корпоративных инноваций Reactor. Участники обсудили, к инновациям какого рода готовы компании на рынке Украины, какие тренды, с какими проблемами сталкиваются при внедрении, а также предложили варианты решения данных проблем.

Модератором дискуссии выступил Founder Reactor.ua Евгений Саранцов. Предлагаем вам выжимку из стенограммы мероприятия, чтобы ознакомиться с основными тезисами.

Константин Невядомский, партнер, руководитель отдела консультационных услуг, компания EY в Украине

«Изменениям в бизнесе посвящено очень много исследований: насколько люди готовы меняться и от чего это зависит (уровень образования, социальное положение, роль, которую человек занимает в бизнесе и т. д.). Получается, что почти никто не готов меняться, потому что изменения – это всегда риск.

Дефицит рабочей силы – это тенденция, с которой уже сталкивается украинский бизнес. Мы находимся в демографической яме. Также не секрет, что очень много людей с высшим образованием и представителей рабочих специальностей уезжают работать в Европу. Что с этим делать? Нужно научиться жить в новых реалиях и постепенно переходить к инновационным решениям.

Еще одна важная тенденция – это роботизация бизнес-процессов. Например, в банковской сфере можно автоматизировать очень многое: от процедуры выдачи кредита до управления платежами. RPA (Robotic Process Automation) – это технология, которая постепенно заменяет человеческий труд, потому что она в 8 раз эффективнее, чем человек. Бот выполняет часто повторяемые задачи в несколько раз быстрее человека, без ошибок и отклонений от стандартной процедуры. Программы позволяют существенно повысить операционную эффективность и перераспределить человеческий ресурс для выполнения более сложных, творческих задач. Я бы рекомендовал бизнесу обратить внимание на это направление, ведь за ним будущее. Если вы хотите сохранять конкурентоспособность, обязательно нужно присмотреться к этой технологии.

Следующая тенденция – это блокчейн. Все знают эту технологию, но мало кто ее интенсивно внедряет. Кроме, пожалуй, смарт-контрактов, которые получают распространение. Смарт-контракт использует механизм блокчейн, когда все участники определенной сделки могут доверять друг другу, и никто не сможет в одностороннем порядке изменить условия и обязательства.

Третья тенденция – это возможность анализировать огромные массивы данных в поисках закономерностей. Однако, в Украине пока мало кто использует возможности big data наполную.

Четвертая тенденция — это artificial intelligence (AI), обучающиеся системы, которые способны решать сложные задачи также или лучше, чем человек. С данной технологией связывают радикальные изменения в подходах к управлению бизнесом, а также в обществе в целом.

Инновации основываются не только на применении технологий. В первую очередь, должна произойти трансформация сознания, его эволюция. Эти изменения мы видим в сфере культурного развития, все большей открытости и прозрачности взаимоотношений, глобализации. Украина пока отстает в этом вопросе. Чтобы развивались инновации, нужны люди, которые будут их внедрять. Профессионалы, готовые идти на осознанный риск.

Есть важный социальный аспект – культурные особенности, ментальность нашей страны. Это находит отражение в корпоративной иерархии, методах управления, понятии «кумовства» в государственном и частном секторах. Многие управленцы все еще опираются на подходы прошлых лет. Нужно мотивировать людей заниматься инновациями, начиная с государственных и заканчивая коммерческими компаниями».

Лариса Марченко, партнер, отдел сопровождения сделок, компания EY в Украине

«В условиях глобализации изменения происходят очень быстро: трансформируется бизнес наших клиентов, и мы, как консультанты, должны находиться в авангарде изменений. Сфера услуг стремительно развивается, ее доля в мировой экономике будет увеличиваться. В ходе недавнего опроса, проведенного EY среди СЕО крупнейших международных компаний и инвесторов, были определены четыре трансформационных тренда, влияющих на развитие бизнеса в ближайшие 5 лет: инновационные технологии, регуляторные изменения, новые бизнес-модели, изменение потребительских предпочтений и поведения.

Половина опрошенных руководителей ответили, что их компании не в полной мере используют инновационные возможности для развития бизнеса. При этом инвесторы более благосклонно относятся к потенциально рисковым инвестпроектам, даже если они не сулят прибыли в краткосрочной перспективе, чем того ожидали СЕО компаний. Отсюда следует, что руководители компаний должны быть в более тесном контакте с инвесторами: обсуждать идеи, проекты и совместно принимать решения.

В рамках исследования компании были разделены на три категории, в зависимости от уровня готовности к внедрению инноваций и трансформации бизнеса: гусеницы, куколки и бабочки. Гусеницы — это большинство компаний, которые стабильно работают, генерируют доход и не готовы к радикальным изменениям. Куколки – группа поменьше – компании, которые уже частично внедрили цифровые технологии и культуру инноваций. Наименьшая группа – бабочки – это прогрессивное меньшинство, компании, которые не просто внедряют инновации, а меняют правила игры, трансформируют бизнес-модели».

Модератор: Гусеница, куколка или бабочка — вы к какой категории себя относите?

Александр Нестеренко, CEO & Founder в ARTKB — new product development

«Очень интересное сравнение. С одной стороны, мы — гусеница, а впереди — уже бабочка. То есть, это непрерывный процесс. С практической точки зрения, создание команды инноваторов, внедрение должностей, бюджетов – это передовая часть гусеницы. Она, скорее всего, расправит свои крылья».

Борис Белянский, управляющий директор бизнеса IT-дистрибуции MTI

«Безусловно, все зиждется на активности собственника. Если собственник один, он активно привлекает других руководителей. А руководители могут вести себя по-разному. Поэтому в нашей компании ярко видно: где драйверы, там есть бизнес успех, результат, идеи и активные сотрудники, а где люди традиционных взглядов – результат будет таким же. И здесь очень трудно со стратегией.

Мы ничего не делаем с образованием. Нам нужно перестать ждать, что государство станет что-то делать, а начать делать самим. Бизнес может продвигать науку. Мы продолжаем учить детей, есть много хорошего, но есть и то, чего они не получат через двадцать лет, после окончания учебы. С этим нужно что-то делать.

Middle management внутри компании проявляет себя по-разному, это видно по людям: если они активные, им есть куда двигаться в этом бизнесе. Те, кто по старинке ждут, будут инновации подавлять. Это традиционные вещи, о которых все знают».

Модератор: Где же искать инновации?

Александр Романишин, лидер EY Start-up Accelerator в Украине, ассоциированный директор отдела сопровождения сделок, EY

«Источников инноваций может быть много – как внутренних, так и внешних. Например, хакатоны уже стали трендом в Украине. Среди первых была компания Киевстар, вслед за ними многие компании начали реализацию подобных инициатив по поиску инноваций. С какой целью? Ответов может быть несколько: найти новые идеи, бросить вызов традиционным подходам к ведению бизнеса, заявить о себе как об инновационной компании, получить промо, привлечь таланты. Стандартные модели поиска лучших сотрудников уходят в прошлое. Новому поколению инноваторов нужен вызов. Они хотят быть в центре внимания, работать в прогрессивной компании, выводить ее на новый уровень.

Многие корпорации и фонды заинтересованы в приобретении готовых инновационных решений вместе с командой разработчиков, чтобы вложиться в их дальнейшее развитие и масштабирование проекта. Наша компания не только консультирует в вопросе внедрения инноваций, мы сами меняемся, чтобы соответствовать вызовам среды. Больше года назад мы запустили EY Start-up Accelerator и провели десятки интервью с руководителями стартапов из разных отраслей, которые подают заявки в наш акселератор. У нас уже есть ряд примеров успешного сотрудничества – более десяти проектов, работающих в сфере искусственного интеллекта, big data и проч. Компания EY представлена в 150 странах, сотрудничая с нами, стартапы получают доступ к глобальной сети профессионалов, возможности нетворкинга, выхода на новые рынки и другие преимущества взаимодействия с глобальной компанией».

Модератор: Является ли эта деятельность по поиску стартапов, команд той прививкой, которая делает вас готовыми к будущим изменениям, трансформации? Зачем вам эта деятельность?

Александр Романишин

«Безусловно, общение с людьми, которые создают инновационные решения – это очень полезное упражнение. Оно выгодно обеим сторонам. Вопросы, которые мы задаем как профессиональные консультанты, могут натолкнуть собственников стартапов пересмотреть бизнес-модель, скорректировать стратегию развития. Какие-то из идей могут быть применимы в нашем бизнесе или быть полезны нашим клиентам – и это целое направление для дальнейшего сотрудничества.

К сожалению, спрос на такие проекты в Украине только формируется. Потому многие перспективные команды отправляются покорять зарубежные рынки, с более благоприятным бизнес-климатом и развитой культурой предпринимательства».

Модератор: Украина — это такая страна гусеница?

Константин Невядомский

«Это скорее миф, который связан с нежеланием меняться. Украину сильно недооценивают. У нас есть талантливые люди, которые способны создавать прорывные идеи. Проблема лежит в плоскости реализации. Чаще всего причина провала инноваций — это недооценка роли чейндж-менеджмента (неумение управлять изменениями внутри компании, а также реалистично оценивать внешнюю ситуацию)».

Модератор: С точки зрения бизнеса, настал тот самый момент, когда нужно уже вводить инновации или можно подождать?

Александр Ляшенко, вице-президент по технологиям и процессам в ПАТ «Концерн Галнафтогаз»

«Этим надо было заниматься еще вчера. Я 20 лет занимаюсь трансформацией компаний через IT-технологии и за 20 лет я понял, что IT-технологии – это всего лишь инструмент, но политизация будет когда произойдет изменение человеческих качеств. То есть потребительские качества нужно внедрять и применять. Процесс инноваций непрерывный и повторяемый. Нет такого, что начали трансформацию и тут же ее закончили. Хвост у тебя будет гусеницы, середина куколки, а голова бабочки. Сейчас все говорят об управлении инновациями.

Инновации — это управляемый процесс, а если есть какой-то процесс у него есть определенные стадии:

  • это классические исследования, которыми должны заниматься институты и компании. Бизнес может этим интересоваться с точки зрения потребления идей;
  • продакшн (производство) — это может выполнить внутренняя команда или смешанная команда;
  • внедрение готовых решений — это просто: есть продукт и инструкция к нему.

На сегодняшний день этот процесс гораздо более сложный, он самый длительный и он не заканчивается. Идет процессирование, сервис нужно вывести на высокий уровень: когда ты внедряешь модель поведения и трансформации услуг или применение новых технологий. Поменяются люди и весь процесс обучения придется провести повторно.

Процесс управления инновациями состоит из этапов. Невозможно получить хорошую работу, если ты не выбрал хороший университет, не получив базовые знания, невозможно учиться в хорошем университете, если ты плохо закончил школу и т.д. Это модно, классно, рассказывать об инновациях, но процесс этот у нас невозможен. Надо признать, мы пропустили многие стадии эволюции».

Константин Невядомский

«Инновации — это прорыв. Они могут появиться в самых разных условиях. Например, первый ПК был собран в гараже. Поэтому я не считаю, что если мы упустили какие-то этапы, то уже не сможем заниматься инновациями. Инновации — это идеи, но для их реализации нужна самодисциплина. Чтобы идея стала успешным бизнесом, важна системная работа».

Александр Ляшенко

«Сейчас нет проблем с идеями. Когда в Европе менеджер просыпается с идеей, он собирает совещание, чтобы ее обсудить, а в Китае уже начали производство. Поэтому ключевой фактор — это скорость исполнения. Скорость исполнения — это процесс, это системность, иначе идея останется в лучшем случае прототипом».

Модератор: Я попрошу всех спикеров назвать тенденции или угрозы, которые будут влиять на ведение бизнеса в Украине.

Александр Нестеренко

«Опасно следовать популярным тенденциям, вместо того, чтобы сосредоточиться на генерации собственных технологий».

Александр Ляшенко

«Последовательность. Меня пугают тренды. За ними должен стоять грамотный менеджмент, отбор того, что стоит сделать и как к этому прийти. Либо люди будут это изучать и воплощать, либо просто делать пустые заявления».

Константин Невядомский

«Люди. Без людей не будет ни идей, ни их воплощения. Роботизация – это тренд ближайшего будущего, но внедрять ботов будут люди. К тому же, у людей освободится время для творческих задач».

Александр Романишин

«Люди. Слишком много украинцев внедряют инновации в других странах, например, в соседней Польше. Важно понимать ценность человеческого капитала».

Лариса Марченко

«Люди. Образование приобретает ключевое значение в эпоху стремительного обновления знаний, их устаревания. Нужно постоянно учиться новому, развивать когнитивные способности и быть готовым к смене профессий».

Борис Белянский

«Угроза — это продолжение стагнации, ситуация неопределенности в экономике. Поэтому изменений недостаточно, мы все это чувствуем и видим. Но бизнес будет в любом случае жить. Определенность в государстве – один из факторов».

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск