Согласно документу, две компании из отмеченных в обвинении контролировал известный российский олигарх, приближенный к президенту, Евгений Пригожин (“повар Путина”). Эти компании финансировали деятельность собственной фабрики троллей Internet Research Agency, созданной в 2013 году. По данным издания, там работали сотни людей, и уже к лету 2016 года ее расходы составляли порядка $1,2 млн в месяц. Месячные зарплаты составляли от $1100 младшему аналитику и $1400 блогеру, до $4200 старшему руководству. 

Один из признаков связи Пригожина с фабрикой троллей, согласно документу, это компания Internet Research Agency, заплатившая обычному американцу за то, чтобы тот подержал плакат “С 55-летием, дорогой босс” перед Белым домом: считается, что так поздравляли с днем рождения самого Пригожина. В обвинительном акте фигурируют и другие должностные лица, участвовавшие в работе фабрики: CEO, блогеры, аналитики. Отдельный раздел издание посвятило конкретным пропагандистским методикам и манипуляциям, которые применяли сотрудники компании, чтобы влиять на исход выборов.  

  • Мошеннические аккаунты в социальных сетях. Обвиняемые и их сообщники, согласно документу, создавали сотни аккаунтов в соцмедиа, которые представлялись настоящими и выдуманными американцами или организациями. Многие из таких аккаунтов были закрыты, но кое-что осталось в архивах: 

     

    Нередкими были посты с критикой мусульман, посты на болезненные темы вроде иммиграции или Black Lives Matter, призывающие меньшинства не голосовать или рассказывающие о мошенничестве демократов. Какие-то аккаунты ФОКУСировались на географической самоидентификации пользователей:

    В письме одна из обвиняемых, Ирина Каверзина, писала родственнику: “Я писала все эти посты, постила картинки, а американцы думали, что это пишут сами американцы”. Она же писала: “на работе – кризис: нас засекло ФБР( Не шутка”. 

    Для продвижения постов использовались вирусные хештеги.

     

  • Политические митинги и марши – согласно документу, группа провела несколько политических митингов и манифестаций. Иногда они даже связывались с местными штабами Трампа и просили у них помощи. Правда, в документе не указано, сотрудничали ли американцы сознательно или нет. Группа оплачивала расходы отдельным участникам. К примеру, для одного из маршей Florida Goes Trump в августе 2016 года организация заплатила некоему лицу за изображение Хиллари Клинтон в тюремной робе. Facebook-реклама для маршей только во Флориде достигла охвата в 59 000 людей, на нее кликнуло 8300 пользователей. 
  • Политическая реклама – группа оплачивала тематическую рекламу с апреля по ноябрь 2016 года. Эти расходы не подавались в рамках отчетов о расходах на президентскую кампанию, хотя группа самим финансированием кампании и так нарушила американские законы, поскольку в нее входили не-граждане США. 

Напомним, в сентябре прошлого года в центр скандала с фабрикой троллей попала и администрация Facebook: оказалось, что эта компания закупила у соцсети рекламы на $100 000.