ДНК космонавта Скотта Келли не изменилась на МКС. Что произошло на самом деле

Что  случилось?

За последние несколько дней крупные англоязычные издания (NewsWeek, CNN, USA Today), а следом и украинские СМИ написали про американского космонавта Скотта Келли. В их материалах говорится, что после года пребывания на МКС у Келли безвозвратно изменились 7% ДНК. После таких изменений Скотт и его брат Марк якобы даже перестали считаться идентичными близнецами. То есть, пробыв на околоземной орбите год, можно вернуться уже другим человеком и даже набраться «космических» генов.

Что не так?

Многое. Для начала, вызывает сомнения хронология. В середине марта СМИ почему-то обратили внимание на пресс-релиз NASA, опубликованный еще в конце января. Его суть заключалась в том, что большинство выводов, сделанных специалистами агентства в ходе прошлогоднего исследования, верны. К моменту, когда новость стала виральной, инфоповоду исполнился почти год.

О чем исследование?

Если вкратце — NASA хочет изучить долгосрочное влияние невесомости и космического пространства на людей. Скотт и Марк Келли — участники программы Twins Study. Агентству очень повезло с братьями Келли, поскольку они являются идентичными близнецами. Генетически это два почти идентичных человека.

Марк — космонавт в отставке, он провел на орбите в общей сложности 54 дня. Скотт решился на более смелый эксперимент и беспрерывно пробыл на МКС более года. Идея была в том, чтобы зафиксировать его ДНК перед отправкой в космос и по прибытии. Так можно понять, сколько вреда наносит радиация (вредоносное для ДНК излучение) и отсутствие привычной гравитации.

Проблема в том, что ДНК в принципе реагирует на внешние раздражители. И каждый раз, когда клетка делится, возникают одна-две мутации. Так что хотя Марк оставался самой точной генетической копией Скотта, определенные различия между ними уже существовали. Тем не менее пока Скотт вращался вокруг Земли, его брат был контрольным подопытным. По нему замеряли обычный темп течения мутаций ДНК в условиях земной гравитации и нормального радиационного фона.

Где закралась ошибка?

Самое большое замешательство вызывает слово «изменение». ДНК Келли не поменялось в том смысле, что одни гены пропали, другие видоизменились, а третьи получили злых двойников.

Если очень упрощенно взглянуть на дезоксирибонуклеиновую кислоту, она представляет собой книгу рецептов, по которой организм вырабатывает специфические протеины. Они, в свою очередь, определяют работу основных биологических процессов тела. Такого «управления» ДНК добивается, производя матричную РНК — ее, опять же упрощенно, можно визуализировать как совокупность передатчиков информации. Исследование NASA сфокусировалось не на полном изменении ДНК, а на процессе экспрессии генов. Он определяет активность отдельных частей ДНК, то есть темп производства РНК.

Даже год на орбите не способен поменять последовательность нуклеотидов в составе ДНК. Но и нуклеотиды — только часть картины. Наш организм меняет гены под воздействием окружающих условий, регулируя именно выработку протеинов. Вот здесь наконец-то и появляется Скотт Келли. После возвращения из космоса 93% процессов экспрессии генов вернулись в норму, а вот 7% остались несколько «подавлены» даже после реабилитации. Если вернуться к аналогии с книгой рецептов, часть страниц просто склеилась и стала нечитабельной. Измененные (теперь уже в правильном смысле) гены Келли отвечали за иммунную систему, восстановление ДНК, формирование клеток. Их совокупность NASA и называет «космическими генами», что ввело прессу в заблуждение.

Такое может случиться только в космосе?

Аналогичную реакцию может спровоцировать любой сильный стресс. Год без гравитации, да еще и в окружении повышенного радиационного фона, точно можно назвать таким периодом. Неправильную картину экспрессии генов способно вызвать, например, продолжительное курение. Так что по возвращению домой Келли генетически все еще был почти идентичен своему брату, Марку.

Если бы космонавт вернулся на Землю и 93% процента его ДНК лишь потом пришли в норму, а 7% вообще кардинально изменились — Келли бы просто не выжил. Генетический код человека остается прежним даже после длительного визита МКС. Потому что это система, которая «переводит» последовательности ДНК в аминокислоты белков и ее изменения спровоцировали бы летальный исход. Гены не изменились, в отличие от уровня их активности.

Тем не менее, вводящие в заблуждения заметки опубликовал в личном твиттере как Скотт Келли, так и его брат Марк. Что еще раз доказывает — они по-прежнему похожи.