В 2012 году IKEA предложила стратегическое решение, которое, возможно, осталось без внимания покупателей. В рамках своей инициативы Low Handling Material компания начала использовать легкие поддоны и платформы для раскладки товаров. Главным нововведением стало то, что поддоны начали производить не из дерева, а из гофрированного картона. Эта инновация стала причиной изменений во всей цепочке поставок крупнейшего в мире мебельного ритейлера. Картонные поддоны позволили IKEA значительно облегчить и удешевить процесс доставки, уменьшить ущерб для окружающей среды и уровень травматизма сотрудников.

Во многом, гениальные картонные решения и стали ключом к успеху 74-летней шведской компании. Начиная с первых образцов мебели 50-летней давности, большинство продукции IKEA перевозится и хранится в коробках. Компания отмечает, что одержима вопросами упаковки товаров так же, как и дизайном – если продукт не может быть хорошо упакован, он, скорее всего, не будет произведен. Упаковка IKEA – это о безопасности во время транспортировки и сокращении логистических издержек. «Мы ненавидим воздушный транспорт» – этот подход компании во много диктует ее предпочтения с точки зрения упаковки.

В отличие от картонных поддонов, деревянные не всегда подходят под размеры продукции, что заставляет тратить больше места на их транспортировку

Для того, чтобы выполнять намеченное, в штате IKEA состоят 40 инженеров-упаковщиков, которые вместе с дизайнерами работают над продуктами с первых этапов производства. Дизайнеры презентуют свои идеи, а инженеры думают над тем, как эффективно упаковать каждую деталь и представить конечный продукт в виде пазла. Одним словом, мебель IKEA хороша только в том случае, если ее можно упаковать в плоскую коробку, которая выдержит транспортировку от завода до дома покупателя.

Поскольку IKEA обрабатывает около 3,5 миллиардов упаковок ежегодно (или 7,5 миллионов в день) в 411 магазинах в 49 странах и сотнях центрах дистрибуции, каждый метр площади и каждая минута имеют значение. Например, простейшая модернизация упаковки популярных свечей GLIMMA привела к значительному увеличению эффективности.

«Эти маленькие настольные свечи раньше продавались в пластиковых упаковках по 100 свечей, но новая улучшенная упаковка в виде аккуратных стеков экономит около 35-40 минут в день при обработке в магазине. Нам удалось разместить 108 упаковок свечей на одном поддоне, что значительно уменьшает количество поставок – число траков, перевозящих эти свечи, сократилось на 400 единиц», – рассказывает Алан Дикнер, руководитель отдела разработки упаковки IKEA. 

Дизайн поддонов IKEA состоит из плоской части, выполненной из гофрированного картона, и наклеенных бумажных «ног». Инженер упаковки Микаэль Ландмарк, возглавляющий разработку, отмечает, что бумажные поддоны не только копируют свои деревянные аналоги. Они также могут изменяться в зависимости от количества и формы грузов. Размеры поддонов варьируются от самых маленьких до самых больших. Несмотря на то, что есть уже готовые бумажные платформы, IKEA настояла на инвестировании в собственный центр разработки, чтобы не сомневаться, что созданные поддоны будут исправно функционировать на всей цепочке производства.

Даже несмотря на то, что картонные поддоны выглядят многообещающе, их имплементация в компании прошла с некоторым сопротивлением. Работники складов и магазинов должны были пройти переподготовку. Кроме того, компания пересмотрела контракты с поставщиками, а также инвестировала в новые виды траков и полок для работы с бумажными поддонами. Отдел упаковки IKEA должен был отобрать специальный вид картона для упаковки каждого товара.

Компании, кроме всего прочего, приходится также бороться со стереотипом о том, что бумага менее прочна, чем дерево. По словам Линдмарка, отдел разработки упаковки создал несколько тестов контроля качества, которые помогают определить долговечность гофрированного картона. В зависимости от тонкостей проектирования, картон может быть таким же прочным, как и дерево. Так, например, чикагская компания Green Laber Packaging утверждает, что может изготовить картонную платформу, выдерживающую вес до 5000 фунтов (около 2250 кг – прим.ред.), что вполне сопоставимо с деревянными аналогами. При этом, стоимость деревянного поддона размером 48*40 дюймов (около 122*102 см – прим. ред.) составляет от $15 до $60, а аналогичного картонного – от $4 до $15.

В то же время, картонные поддоны не настолько долговечны как пластиковые или металлические, особенно если дело доходит до контакта с водой. Но IKEA делает ставку на то, что они достаточно прочны и выдержат поездку в одну сторону от склада до магазина.

К слову, на картон перешла не только IKEA. Например, архитектор Шигеру Бан строит целые здания из картона, а некоторые мебельные компании – Karton, Charigami и SmartDeco – делают из него мебель.

У IKEA получилось довольно быстро перейти на картонные поддоны благодаря полной поддержке менеджмента и размерам самой компании, которая может позволить себе просить у поставщиков доставлять продукцию только на бумажных поддонах.

Виктор Филипаску, главный технический специалист компании Bürstadt Furniture, поставляющей кухонные шкафы для IKEA, говорит, что картонные платформы значительно экономят время и деньги компании. Вместо того, чтобы ждать специальные грузовые поддоны от IKEA, они могут изготовить их сами из одобренного заказчиком картона. Единственный минус – отсутствие влагоустойчивости, но и это не большая проблема, поскольку мебель и так должна храниться в сухих помещениях.

 

Использование картона уже дает свои плоды для IKEA. Во-первых, применение переработанных материалов позволило уменьшить выбросы СО2 на 20%. Кроме того, бумажные поддоны легче деревянных на 90%, что позволяет компании загружать больше товаров в траки, и уменьшать затраты на топливо. Этот же фактор помог сократить количество траков на дорогах на 20-30%, а количество рейсов – на 50-100 тысяч. Еще один плюс – упрощение работы персонала магазинов, которому гораздо легче распаковывать, устанавливать и хранить товары в картонных поддонах. После использования бумажные платформы, в отличие от деревянных, полностью перерабатываются.

IKEA – крупнейшая в мире компания, которая использует картонные поддоны в своей цепи поставок. Имея патент на эту инновацию, компания стремится поделиться ею с другими и уже проводит переговоры с Dell, HP, Nike и Procter&Gamble о том, как они могут интегрировать решение в свой бизнес. По мнению Алана Дикнера, чем глобальнее станет эта инициатива, тем лучше для всего мира.